Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Довольство душевное
О всем всегда всяко Довольство имущее, избыточествуете во всяко дело благо. 2Кор.9:8.
Иные суть требования плоти, иные духа. Они суть в одном составе нашем; но разные их свойства, удовольствия и концы. Свойства плоти есть нега и праздность, а духа, труд и прилежание. Плоти свойство есть сладострастие и невоздержание, а духа всегдашняя трезвость, бодрость и целомудрие. Плоть не печется о будущем, довольна настоящим; дух разбирает следствия и предусматривает конец. Плоть что ни приобратет, чем ни веселится, есть временно и обращается в тление; духа и приобретение и удовольствие есть постоянно, вечно и бессмертно. Почему кто только угождает плоти, тот плотен есть, то есть, так почитается, как бы в нем души не было, тот весьма себя унижает, ползает по земле и ею питается. Да такой и о теле прямо не радит, ибо худое состояние души и тело приводит в непорядок. Но кто руководству духа следует, возносится выше самого себя, оставляет землю, и входит во внутренние завесы, идеже предтеча о нас вниде Иисус.
Блажен, кто устроил дух свой раем сих божественных утех, а, напротив, о сколь жалостны, которые очарованы чувств прелестьми! Что они суть? Суть дух ходяй и не обращаяйся, то есть ветр, которым подымается пыль, на все стороны превращается и несется неизвестно куда.
Не к тому сие говорится, чтобы осуждения заслуживали чувств временные непорочные увеселения. Мы не бесплотны, и свойство чувств естественное есть, чтобы, видев одно пред другим лучшее, тем услаждатеся. Однако человека надобно понимать яко человека, а не яко животное бессловесное. Так как же с человечеством мы можем согласить сии непрестанные мыслей развлечения, сии денно-нощные гуляния, сии изнеженные и испорченные нравы, сии бесчестные игры, сии сладострастные зрелища, сие усильное искание поводов ко греху, сию праздность, развратнейшую матерь всех пороков – как о таковых людях можем мы рассуждать, разве, что они только суть плоть, духом неоживленная, и удовольствий Духа в себе неощущающая?
Любезно и всякого приятия достойно оное Евангельское слово: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех. Не радуйтеся, яко могуществом своим всех пред собою смиряться и ползать заставляете, радуйтеся же, яко всех сердца в любовь к себе склоняете. Не радуйтеся, яко имена ваша ласкательство превозносит до небес, радуйтеся же, яко Истина святая оныя записала в книгах живота. Не радуйтеся, яко преизобилует вам имение, которое и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут, радуйтеся же, яко сокровенно для вас сокровище, от всякой опасности удаленное, яко добродтель ваша незабвенна вечно пребудет пред Отцем небесным.
Очистим мы свои чувства, да совершенно познаем плоды духовные радости. Мир Божий превосходит всяк ум; спокойствие души проистекает из источника вечного. Веселие совести есть знамение Святого Духа, в человеческом сердце обитающего: плод бo духовный, по апостольским словам, есть радость и мир.
То мы и понимаем и чувствуем духовную радость, когда умеем оную счастливо различать от веселостей миpa. Та есть вечна, а сии временны; тоя началом есть Бог, а сих обман наших чувств; тоя конец есть присносущное блаженство святых, сии кончатся скукою, болезнями и совести терзанием. Радость духовная никому не вредит, а напротив полезна себе и другим; веселости миpa истощают имение, и принуждают других обижать и насильствовать та честность нашу хранить, сии портят нравы; та помогает нам исправным быть в должности; ибо у человека спокойного духа все успешно происходит, сии расстраивают порядок наших званий; ибо мысль наполняют смущениями и заботами. Радость духовная есть плод добродетели, успех благочестия, действие благодати, Божия милосердия знамение, спокойство бессмертные души.
О дабы ты, Христианин, всегда блаженством сим наслаждатися мог! Храни сие сокровище, блюдися, да не вотще будет излиянна благодать сия; возженный душевные радости огнь не погаси твоим или нерадением, или неверием. Действует Бог, когда содействует человек. Хощет Бог, да и самая милость Его будет плодом и твоего произволения. Не в наслаждение токмо благости Своея, но и в самое таинственных дел Своих содействие Он допускает тебя. Нет меры и конца Его к тебе снисхождению. Не удержи сей с толикою щедротою изливающийся источник. Прилепися к Нему верою твоею, почти святость закона, последуй Его гласу, сохрани чистоту совести, истреби страсть, покори плоть разуму, любовь Его к тебе вознагради любовью к ближнему, не полагай претыкания на пути спасения. Не может чувствовать духовные радости совесть зазорная.