Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Домостроительство

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Домостроительство

Всяк бo дом созидается от некоего, создавый же всяческая Бог. Евр.3:4.

При естественном нашем к добру расположении, как будто бы еще оного было не довольно, попечительный о нашем блаженстве Бог дал нам к тому же в помощь закон Свой и благодать. Когда природа наша ослабла, закон оную подъемлет, а укрепляет благодать. Когда Глас совести был для нас не чувствителен, тогда Бог обязательства наши предлагает самым нашим речам. Сколь сильны должны быть препятствия, если бы все сии средства оставались без действия! Сии препятствия тем для нас должны быть несноснее, что они от нас самих. Мы как бы сами себе ставим весьма низкую цену, и себя продаем, по Апостольскому слову, продани под грех. Превращаем произволение, на зло употребляем дарования, более верим чувствам, нежели разуму и закону, и так весь бесценный естества нашего состав расстраиваем, как бы премудрое его устроение нам не нравилось. Да когда бы все сие происходило без всякого для нас вреда! Никак, сим-то нарушается и теряется оное спокойствие душевное, которого ничего нет дороже.

Рассуждая по сему крест есть труды и подвиги, какие мы, живучи на земле и во обществе, должны сносить, содержа дом, содержа семью, снискивая и себе и домашним пропитание, многие семейные скуки, досады и затруднения преодолевая терпением, имея дела с соседями, с начальниками, c судиями. Надобно всем угодить, могущие от них быть привязки и притеснения предварить, и отвратить, или уменье великодушно их перенести, и благоразумно терпя меньшее зло, тем самим предупреждать, чтоб не постигло еще зло большее.

Но спокойный душею человек один ли живет, он спокоен и радостен, окружен ли семьею, не находит причины к возмущению. Из доброго души его источника все проистекаеше доброе. Все в доме у него порядочно, все тихо, c женою в единомыслии, дети хорошо воспитаны, сидят окрест трапезы его, яко новосаждения масличная, носяще ветви благоделания. Ежели имешь слуг, всем они довольны, составляют добродетельную семью его домочадцев. И так не беспокоят его ни жена, ни дети, ни домочадцы. Ибо все одними управляются правилами. Таковые родители мало пекутся о сыновьях, как их к месту пристроить; мало заботятся о дочерях, как их сочетать супружеством. Для добродетельных сыновей нет нужды искать мест, ибо самые места их взыщут, честность их заставит людей привлекать их к себе. Так же и дочери благовоспитанны обратят очи других на себя, и всяк честной пожелает воспользоваться таковым сокровищем. На что многое приданое? Они украшены благонравием, сим богатством, цены неимеющим.

Конечно, похвалы сей ни истиннее, ни славнее быть не может, ежели только в ношении сего креста мы не ослабли. Надобно тебе для содержания дома много понести трудов – ты понес, леность отверг, слабость преодолел, силы телесные и душевные в неослабном содержал напряжении. Хвались сим крестом; сия есть истинная и великая похвала. Надобно было тебе исправить кротостью и терпением самонравную свою жену, детей обучить, от содружества развратного их предостеречь, или начинающееся в них развращение тотчас остановить, и сделать их честными людьми - ты во всем том успел, ввел в доме свой порядок и тишину, хотя великого сие стоило тебе труда. Хвались сим крестом, сия хвала есть истинная и славная. Надобно было тебе иметь дело с соседями, c начальниками, c судиями, ты или благонравием своим их склонными себе учинил, или благоразумием гнев их и неблаговоление предупредил, или терпением злоухищрения их и нападения преодолел - хвались Сим крестом, сия похвала есть истинная и великая.

О благословенны супружники, которые святость союза супружеского хранят верно и ненарушимо! Они суть тоже, что Адам и Ева в раю в неповинности своей. Их дом есть благодатное жилище, их дети суть плод чистоты и целомудрия, они райским во взаимных объятиях наслаждаются утешением, они суть честь Церкви, и красота общественного союза. Они для добрых - любезный пример, а для худых обличительный, но вкупе и полезнейший предмет.

Наверх