Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Дары, Духа Святого
Комуждо дается явление Духа на пользу, Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе, другому же вера, тем же Духом, иному же дарования исцелений о том же Дусе, другому же действия силе, иному же пророчество, другому же рассуждения духовому, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, яко же хощет. 1Кор.12:7–11.
Дух Святый различные по различным Его действиям в Священном Писании имеет наименования. Называется Дyx Божий, яко в Бозе опочивает, и есть существа с Богом нераздельного. Называется Дух утешитель, яко страждущих за истину действием незазорные совести утешает, и болезненной душе подает отраду. Называется Дух сыноположения, яко добродетельные сердца усыновляет Богу, и чувствие отеческие Его любви вливает в нас. Называется Дух обручения, яко души непорочные соединяет с Богом в един священный нежныя горячности союз, яко невесту c женихом своим. Но особливо называется Дух истины, егда же приидет Он, Дух истины, сказал Иисус Христос Своим ученикам, наставить вы на всяку истину.
Един источник, но различные из него проистекают струи: Дух премудрости есть оный дар, коим человек, будучи благословен, понимает те средства, которые ведут его к благополучию истинному. А чтоб дух премудрости мог иметь в нас свое действие, потребен дух разума, который состоит в даровании, чтоб уметь различные мыслей понятия порядочно разделить, и всякому свое назначить место. Ибо без сего будет в мысли расстройство и смутность, и в таком положении человек сам не узнает, куда стремится он, и от прямой меты действий своих c опасностью своею удалится. И как по таковому расположению и будущие следствия некоторым образом предвидеть и предсказать можно, то по сему, мню, резону Священное Писание c духом разума соединяет и дух пророчествия. С ним же неразлучно сопряжен и дух ведения, которой состоит в даровании снискать познание потребных вещей, и явственное о каждой из них иметь воображение, ибо разуму не было бы в чем свой распоряжать союз, если мысль не обогащена потребных вещей знанием. Когда же три сии Божественные струи соединятся, то есть, дух ведения, разума и премудрости, то составляют они собою источник истинного просвещения. Кто сим троесоставным светом озарен, тому откровенны тайны Отца светов, и он есть просвещенный ученик Евангелия.
Но как при всем оном то недостаток понятия, то нерадение, то житейские суеты препятствуют достигнуть до настоящего в просвещении совершенства; в таком случае глас Божий велит нам искать духа совета. Брат от брата помогаем, яко град тверд. И не редко случается, что и недовольного просвещения человек потребное может нам подать наставление. И как спасительными других советами препятствует пользоваться излишнее самолюбие, и происходящее от того высокоумие; то надлежит с кротостью размышлять о своих дарованиях, и всемерно не допускать себя до оного вредного мнения, аки бы превосходили мы просвещением всех, и никаковыми других советами подкреплять себя нужды не имеем. Нет, слово Божие дух совета поставляет между дарами Духа Святого.
И сии изъясненные нами Духа Святого дары надлежат до просвещения мысли, а следующие: дух благочестия, страха Божия и дух крепости - до исправления сердца. Истинное просвещение c добродетелью есть неразлучно. Cвeт во тьме светится, и тьма его не объемлет. Нельзя, чтоб человек, Духом Божиим просвещенный, не управляем был духом благочестия и страха Божия.
Дух благочестия есть оное сердца расположение, по которому человек любит Бога, и взаимную Его к себе любовь чувствует. А дух страха Божия есть всегдашняя в делах осторожность, дабы чем -либо не оскорбите любимое Божественное лице, и чрез то бы не нарушить священного взаимныя любви союза. Сии великие дары суть основание добродетельныя жизни. Просвещенная душа страхом Божиим, ограждает себя от всякого искушения, и прогоняет страсть, а во упражнении благочестия находит свое удовольствие и утеху, все же то утверждает духом крепости. Ибо благочестивый и просвещенный муж есть непоколебим, в слове тверд, в нравах постоянен, в поступке единообразен, и в счастии и несчастии непремнен, при благоспоспешном вещей течении благоумерен, в злоключениях великодушен, в трудностях терпелив, в страданиях мужествен. Сии-то суть действия, плоды и дары Духа Святого!
Да удостоятся грешные главы наши быти седалищем огненных знамений, яко знамений любви к Богу и ближнему! Да возглаголем и мы различными языки, всяк собственно свое проповедуя благодеяние; один, что Бог просветил его учением, другой, что даровал ему доброе воспитание, тот, что снабдил его в жизни сей довольством, другой, что благословил его добродетельною супругою и детьми благодатными, иной, что подал ему случай ко исправлению какового-либо порока, другой, что исторгнул его из руки несчастия, иной, что во претерпении несчастия подкрепил его великодумием – различными языки, но совокупною душею восхвалим величия Божия!