Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Человеколюбие
Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Егда может вера спасти его? Аще же брат или сестра нага будет, и лишена будет дневные пищи; речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася, не даст же има требования телесного, кая польза?
Нет ничего драгоценнее и любезнее, как человек благодотельствующий другим. Он есть подобен Богу, изливающему свои щедроты на все твари изобильно.
Всяк из нас, особенно рассуждаемый, не есть столь совершен, чтоб в дpyгом не имел нужды. И сей союз есть столь велик, что он общества душею, по справедливости, назваться должен. Не иная бо причина, составила общество, населила села, построила городы, основала государства, как только та, что не может жизнь человеческая быть спокойною и благополучною, как токмо во едино добре управляемое общество соединением. Но сей священный союз скоро разорван быть может, ежели не будем хранить сладчайший покой общества; а он хранится токмо взаимным друг о друге попечением.
Мы люди; родились не для себя токмо, но и для других. Весь человеческий род есть яко едино тело, а мы все друг другу члены: члены же друг другу помогать должны, чтоб все тело было цело и сохранено.
Мы люди; не составлены из железа или камня: тем же слабостям, тем же болезням можем быть подвержены. Ныне мы здоровы; но кто знает, что заутра с нами случится?
Мы люди; вех нас из ничего произвел един Творец. Он Отец един всем нам. Мы род Его есмы: мы все, аще и недостойны, но Его дети: так мы все между собою сродные; так мы все между собою братия. Пойдем, поможем несчастливому: и тогда-то удостоимся прямо назваться сынами Вышнего, когда мы милосерды, яко же и Отец наш небесный милосерд есть.
Великий в Христианстве муж Павел, в послании к Филипписием изъясняется сими любомудрия исполненными словами: обдержим есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше, а еже пребывати по плоти, нужнейше есть вас ради. Аки бы сказал: рассуждая труды и подвиги моей жизни, желал бы пременить оную на вечное упокоение: но когда воображаю, что жизнь моя в некоторую для других имеем послужить пользу; то соглашаюсь охотно многотрудный жизни сея продолжать подвиг. О мысль святейшая, и глас достойный духа великого!
Кто бы такового мужа жизнь не почел подкреплением и отрадою жизни своея?
Израилский Царь Ахаав, во время самого лютого глада, послал своего дому правителя Авдиа одною дорогою, а само пошел другою. А за чем? Искать травы чтоб было чем лошадей и скот пропитать. Вот о скоте печется, но не видно, чтоб помышлял он о множество человеке, от глада умирающих. Но ныне, может, многие против Евангелия отнимают хлеб от чад, и повергают тот псам. Вы обижаете, пишете к Коринфяном, да еще братию: почто не паче обидими ecme? noчmo не naчe лишени, бываете? Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете.