Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Бытие
Того бо есмы творение, созданы в Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бога, да в них ходим. Еф. 2:10.
Какие понятия должны открыться в мысли нашей, когда углубимся мы в размышление о начали бытия нашего? Во-первых узнаем, что не случай каковой слепо поверг нас на театр стройного света сего; что не из несекомых каковых-то частиц самослучайно составились мы; что паки не столь ограничено понятие наше, чтоб никаковым образом не могли мы дойти до первобытного начала своего, но напротив, c помощью здравого разума и с просвещением святой веры, дознаем мы, что бытие даровал нам всесильный Творец, и состав наш есть дело премудрых рук Его. Из сего чистейшего и непорочного Источника проистекла струя жизни нашея; от сего присносущного и немерцающего Света возжено дыхание наше; из сея Бездны совершенств сделалось как бы некоторое прелитие на нас и на все твари, дабы как Его совершенство, так и блаженства Его, сколько вместительно твари, были мы участниками. И потому с Павлом дерзновенно похвалиться можем, яко род Божий есми.
Есть ли мы роде Божий, то не одолжаемся ли cиe благородство соблюдать во всей его непорочности, и не заглаждать черты Божественные, напечатанные на душе нашей? Есть ли мы род Божий, то не одолжаемся ли лучу премудрости Его, возжению в совести нашей, паче и паче возжигать нашим о просвщении тщанием? Есть ли мы род Божий, то не должны ли волю свою, и все ее желания соображать с совершенною волею Создателя нашего? Писано бо есть: будете святи яко Свят есмь Аз Господь Бог ваш. Привитая бо к тучному древу ветвь, по рассуждению Павлову , сообщает себе сок древа того, и приносит плоды с естеством древа оного сходственная. Есть ли мы род Божий, то не имеем ли твердое основание во всех наших нуждах благонадежно прибегать к благоутробному сему Творцу нашему, и со усердием сыновним к Нему с Давидом вопить: Яко Ты ecu исторгий мя из чpeвa, упование мое от сосцу матере моея: Бог мой ecu Ты! Есть ли мы род Божий, то не можем ли с большим основанием произнести оные слова, каковые произносили Иудеи о славном предке своем Аврааме? Семя Аврааме есмы, говорили они, и никому же работахом. Род Божий есмы, можем и мы сказать, семя Божие есмы нетленное и Божественное. И по тому таковому благородству нашему не вместительно, чтоб могли мы порабощены быть каковыми либо страстями и пороками, и тем самовольно себя унизить c той высоты, на которую возвела нас благословенная рука Вседержителева.
Человек, чрез рождение выходя из своего ничтожества, вступает в славный добродетели подвиг. В сем подвиге, чтоб течение наше было несуетно, чтоб сражение славно, чтоб получение намерения несомнителено, Божественный Апостол возбуждает нас сими словами: тако тецыте, да постигнете. Выведены вы из небытия в бытие, которое есть началом действия; поставлены на всесветном театре; на cиe зрелище открыты небеса; взирают на вас очи Ангельские; взирает и сам небесный Подвигоположник, держа в руках венцы неувядаемые. Выходите, подвизайтесь, сражайтеся, теките, один другого предупреждая; тщитесь предвосхитить венец, и оным украсить победоносную главу свою. Не щадите сил своих для столь великой почести. Тако тецыте, да постигнете.