Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Брань духа с плотью

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Брань духа с плотью

Духом ходите, и похоти плотские не совершайте. Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть. Гал. 5:16, 17.

 Плоть и дух суть две сестры, который хотя в едином находятся нашем составе, и весьма тесно между собою соединены; однако их свойства и требования суть различные; а потому не возможно, чтоб взаимные между ими не происходили неудовольствия и жалобы.

Плоть желает все чувствам делать удовольствие, а дух не только в сем никакого участия не приемлет, но и смотрит на то с негодованием и презрением. Поскольку все то есть ему препятствием в честных его подвигах и предприятиях. Духа желание и стремление есть, чтоб просветить разум, в порядке содержать нравы, успокоить совесть, не пренебрегая телесных нужд, паче стремиться к небеси, и вечному счастью предуготовить основание. И хотя сие требует не мало труда и подвига, однако все то преодолевает с помощью, горящие к Богу любви. А плоть в сем не только мало приемлет участия, но и смотрит на то с негодованием, поскольку все оное находит препятствием своей нежности и сластолюбием.

Плоть ищет приноравливаться к мирским мнениям и обычаям, почитая, что если в свете счастливо жить, то надобно себя вести по примеру других. Дух полагает дел своих основанием истинное просвещение, твердость и беспристрастие, не поставляя пример и обычай безошибочными, и почитает, что счастье человеческое не состоит в одной наружности, но в беззазорной совести, и делать угодное Богу.

Плоть с жадностью тщится умножить корысть, каковым бы то образом ни было: ибо рассуждает, что с помощью имений не только можно прожить спокойно, но сим средством и всякие могущие быть несчастливые случаи от себя отвратить.

Дух, со Апостолом, почитает великим прибытком благочестие с довольством. Не отвергает он приобретение, правдою и трудом снисканное. Но если бы оное не можно было получить, как только с нарушением правды; то лучше последнюю претерпеть бедность, нежели таковым приобретением отяготить совесть, и нарушить святость закона.

Плоть смотрит только пользы своей; ей нужды нет, чтоб возыметь попечение о счастье других. Она в самой себе заключает весь мир, и все свои намерения и предприятия на одну саму себя обращает. Да еще не отречется других разрушить счастье, если только чрез сие может утвердить собственное свое.

Дух, промышляя о пользе своей, не оставляет и пользы других, а особливо общего блага. Ибо почитает, что в общем блаженство и его заключается, а с опровержением оного, разрушается и его собственное. Почему если того общая польза требует, приносить ей в жертву не только собственную свою пользу, но и самую жизнь.

Вот, видите, каковые суть плоти и духа требования, и в чем состоят их взаимные жалобы. Сие внутреннее двух наших сестер несогласие мы всегда в самих себе печальным опытом находим. И колико сия домашняя брань для нас есть отяготительна и мучительна, всяк из нас то всегда сам в себе с воздыханием чувствует.

Как же сии взаимные жалобы примирить, и наше внутреннее спокойство восставить? Надобно, чтоб плоть и дух в своих праведных пребывали границах, чтоб плоть, имея попечение о житейских трудах, паче всего прилежала о просвещении и честности нравов, а дух, простирая себя к небеси, яко соединенный с плотью, не всеконечно бы пренебрегал и житейские необходимости.

Таковым образом если мы дела свои располагать будем; удостоимся быть добрыми гражданами и добрыми Христианами; соединим небо с землею; пожив на земли счастливо, сподобимся и на небеси увенчаны быть блаженством никогда нескончаемым.


Наверх