Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Богослужение
Прославите у Бoга в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия. 1Кор. 6:20.
Служение Богу из всех действий человеческих есть знаменитейшее. И сие действие, не только по должности закона, но и по естественному учреждению, должно быть и внутреннее, и внешнее, и душевное, и телесное. Нельзя служения Богу совершать, когда того не чувствует душа: но также нельзя, чтоб душевного жара благочестивые чувствования некоторыми знаками на теле не открывались. Когда прямо воспаленно сердце твое любовью к Богу; нельзя, чтоб тело твое тогда было не движимо, яко древо неодушевленное. Надобно, чтоб тогда и очи и лице твое сияли внутреннего услаждения знамением; надобно, чтоб тогда отверзлись уста твои, и радостно восклицали: все кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе.
Обязаться служить Богу, есть повиноваться единому Его закону. И не можешь ты извиниться, чтоб сей закон был или тебе неизвестен, или труден. Он заключен в самом тебе он написан на самом сердце твоем перстом Божиим, писменами неизглаждаемыми. – Ничего не предпринимай противу совести внутри тебя, что тебе делать и не делать предписывающие, и тогда исполниши ты служение должное Богу.
Обязаться служить Богу, есть устремляться; только к тому, что делает дух твои спокойным; и оной с Богом соединяет в жизни сей союзом веры и добродетели, а в будущей союзом славы. – Мы имеем благого Бога; не созданы на одни только беспокойства и суеты, но созданы, чтоб наслаждаться Его благодеяниями, и употреблением во благое даров Его. Когда же беспокоимся и суетимся, сие не есть намерение благого Бога; но сами мы, превращая и намерение Его и произволение свое, суеты к себе привлекаем, и оными себя обеспокоиваем и мучим. И потому служить Богу не что иное есть, как служить нам собственному счастью своему.
Обязаться служить Богу, есть хранить к Нему единому любовь, и к тому, который создан по образу Его. Ибо любяй рождшего, любить и рожденного от него. Бог есть ревнитель в любви, погубити грозить всякого любодеющего от Него. Но сколь требование сие есть праведно, столь нам естественно. Сердце наше так устроено, что оно ко всякому совершенству любовью стремится, и видя, что доброе, красное и для себя полезное, тем пленяется. Но что Бога совершеннее? что Его совершенстве прекраснее? что Его благодеяний полезнее и нужнее для нас быть может? Почему служить Богу, есть следовать естественному нашему расположению; и нельзя сего отрешись, разве лишившись человечества и бытия.
Обязаться служить Богу, есть отвергнуть все то, что противно служению Его. Иной служит идолам, но сие есть последняя крайность человеческого ослепления. Иной же служит и истинному Богу, но не тем образом, как предписывает Его святой закон; и в сем давно Апостол осудил служение самопроизвольное. Мы мыслям своим в сем важном деле последовать не должны; ибо они бывают ошибочны, но единственно хранить установления, Церковно утвержденные; а паче беречься надобно, чтоб никакого в служении Богу не было действия, которое бы состояло в одной наружности без всякого внутреннего сердца чувствия. Таковое служение есть одно лицемерие и суеверие; ибо такие служители устами чтут Бога: но сердце же их далече отстоит от Него; всуе же чтут Его, по слову Евангельскому.
Обязаться служить Богу, есть отрешись самого себя, по учению Христианскому, Мы в себе ощущаем страстные склонности, которые нас влекут к пороку c таким дерзновением, что не взирают ни на мысли просвещения, ни на сопротивляющееся чувствие совести, ни на самый глас Божия закона; однако со всем тем так нам свойственными кажутся, как будто они с нами неразделены; и их усилие прервать, кажется, как будто нам надобно разорвать самого себя. Но какого труда сие ни стоило; а хотящему служить Богу надобно сие усилие прервать, и стать выше самого себя, или, по Евангельскому выражению, отрешись самого себя. Сему противоборствию в нас самих для того быть попустил премудрый Создатель, чтоб наш в добродетели подвиг был важнее, а чрез то бы и победа наша была славнее и плоды приятнее.
В сем-то состоит служение Богу; и сии обязательства берем мы на себя в крещении. Если бы мы служили Богу и по одному естественному одолжению, тогда бы были неизвинительны, если бы сему долгу не соответствовали. Но когда мы сие обязательство торжественно на себя приемлем пред ногами священного алтаря, пред лицом всея Церкви, в присутствии всех Ангел, и оное погружением в спасительной купели запечатываем, и яко в верности присягаем служить Царю и Богу; то что принесем во извинение, если бы таковых обязательств явились мы преступниками?