Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Богоподобие в человеке

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Богоподобие в человеке

Облецытеся в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Еф.4:24.

Человек создан от Бога не так как небо и прочие бездушные вещи или и скоты, но по образу и по подобию Божию, то есть создан святым и непорочным, по образу святости Божия, премудрым, по образу премудрости Божия, праведным, по образу праведного Бога. Да еще силы в создании получил такие, которыми бы ему творить все доброе, подобясь самому Богу; быте милостивым, как Отцу небесному, любить ближнего, как самому Господу, стараться о других пользе, как самому Творцу, уклоняться от зла, чтобы подобным быть Богу, которой со всех сторон есть самое добро.

Дух Господен не просто даровал нам бытие, и жизнь, но вместе посеял на душе нашей смена спасительные к произращению плодов добродетельных. Что бо в нас есть образ Божий? Что подобие Его? Бог есть премудр; и в нас вложил способность к познанию истины, и к различению оные от лжи и обмана. Бог есть свят; и в наше сердце влиял склонность к добродетели, и отвращение от зла. Бог есть благ и милосерд; и нашу душу одарил склонностью к сожалению и благодетельству. Бог есть свободен; и нам даровал свободное во избирании добра произволение. Бог есть преблажен; и нам открыл способы, к блаженству временному и вечному руководствующие. О коликая благость Создателева! коликое души нашей превосходство! Она в себе содержит подобие бесконечных Божеских совершенств, она есть многоценный ковчег Его сокровищ, она есть книга одушевленная, перстом Божиим написанная. И как в малейшем семени, по рассуждению естество-словцев, заключается и корень, и ствол, и жилы, и листья и ветви в непоминаемом количестве; так и в душу нашу вложил Творец все те способности, силы и склонности, которые составляют состав добродетели. Но сие Богопосянное семя может остаться без плода, если мы со своей стороны не употребим надлежащего рачения. Ибо Создатель естества, сделав нас свободными разделил некоторым образом дело свое с делом нашим, или, свойственнее сказать, благоволил, чтоб человек и сам содействовал блаженству своему, и тем бы больше вкушал удовольствия, что, при помощи Божией, видел бы плод собственного Своего рачения и искусства.

В тебе самом впечатлен образ Божий; взирай ты на него, не сводя очей: сие будет для тебя верным и надежным правилом. Ты утопаешь в сладострастях, и самого законного брака не хранишь; сходно ли сие с образом Божиим? Ты алчен на всякую корысть, не взирая ни на совесть, ни на закон, ни на разорение других; сходно ли сие с образом Божиим? Ты обманываешь, ты лицемеришь, ты лжесвидетельствуешь; сходно ли сие с образом Божиим? Ты судия лицеприемный и мздоимный, ты правитель жестокий и немилостивый, ты ласкатель бесстыдный; сходно ли сие с образом Божиим? Ты время препровождаешь в одних мирских гуляниях, в одних тщетных или вредных компаниях; сходно ли сие с образом Божиим?

Но мы, де, человеки. Сие – то самое и должно нас в подвиг благочестия подкреплять, что человеки мы, а не животные бессловесные. Когда мы человеки, то не должны яриться и гневом воспаляться, яко звери; когда человеки мы, то не должны похотствовать, яко скоты, одному чреву работающие, когда человеки мы, не должны похищать и грабить, яко волк; когда человеки мы, не должны на прежние пороки обращаться, яко пес на своя блевотины; когда мы человеки, то и должны самым делом показать, что человеки мы. Наружной человеческого тела состав, лицо, осанка прямо еще человека не составляют. Написанный на картине человек представляет человека и со всею красотою своею, но не есть человек: и лежащий во гробе показует начертание человека, но есть мертв. Человек есть, когда творит человеческое, когда образ Божий не помрачает, но просвещает познанием истины, когда сердце его добродетельно и Богоподобно. Послушайте, что говорит и слово Божие. Бога бойся, и заповеди Его храни, яко сие всяк человек. Вот в чем поставляет человека небесная истина!

Человек не по виду прямо есть человек, но по образу Божию, впечатленному в сердце его. Когда же разум не действует, совесть усыплена, склонность к добру истреблена; а напротив, когда действует одна страсть, когда порок взял правление над умом и совестью: то, где образ Божий, где прямой вид человеческой, где естественная свободность? Погибли, а вместо того наступили мрак, расстройство, рабство и тягость.

Наверх