Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Богатство
О всем всегда всяко довольство имущее, избыточествуете во всяко дело благо. 2Кор.9:3.
Богатство само чрез себя есть вещь средняя; по разным употреблениям бывает оно добро или худо. Дает Бог его добрым и за тем нельзя его назвать худым: имеют же его и худые, и по тому нельзя его почесть за истинный плод добродетели. Честь или бесчестие богатого зависит от доброго, или худого богатства употребления.
Невиновно богатство да и богатиться не грех, но во всем должна быть мера. При собрании богатства, во-первых надобно наблюдать честность, то есть не думать, чтоб всякий способ позволен был к обогащению себя; второе богатству не отдавайте всего своего сердца, ведая, что не тот богат, кто много имеет, но кто малым доволен, Тот богат, кто и с нищетою дружно живет. Когда нищета соединена с безопасностью и спокойством; то она должна быть почитаема выше богатства, беспокойством и ежечасным страхом смущаемого.
Богатства чтоб приобрести, стоит великих трудов; чтоб сберечь, стоит великого страха; чтоб порядочно употребить, потребен благоразумия подвиг. Не имея оного, беспокоимся; получив оное, страшимся, чтоб какой случай его не восхитил. Не употребляя его, должны обременить дух свой тягостью сребролюбия; употребляя же должны бояться, чтоб непорядочным употреблением не расслабить тела и духа.
Но сие есть несчастье человеческого рода, что редко когда мы можем свои меры сохранить. Оное справедливое о нуждах своих попечение часто обращается в студный порок корыстолюбия, непомерные заботливости, скупости и роскоши. Бесчисленные ненасытные люди сожаления достойны, что столь много, а напрасно себя беспокоят; но при том и досадны, что сами, излишеством всяким изобилуя, попускают другим от скудости истаевать: а иногда и всякого проклятия достойны, когда разорением других себя обогащают, и на развалинах убогих свои расширяют здания. И сей есть первой непозволительного корыстолюбия способ.
Второе, когда кто, думая о прибытках, позабывает то, в чем больше есть надобности и пользы, то есть обогащать душу свою благочестием и добродетелью. Неразумный человек! оставляет большее, а ищешь меньшего: проходишь вечное, а бегаешь за временным. Думаешь о деньгах, а теряешь сокровище некрадомое, какое есть свет разума и непорочные нравы. Не душа ли больше есть пищи, а тело одежды?