Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Блаженство Христианина
Неcu раб, но сын; аще ли же сыне, и наследник Божий Иисус Христом Гал. 4:7.
Когда бы кто содержался в тяжчайшей неприятельской неволе, связан и по рукам и по ногам узами, и горестнейшую влек бы жизнь, и не мог бы избавлен быть, разве требуемым за то искуплением; тогда, есть либо кто, сжалившись, заплатил за него требуемый искуп, тот свободил бы его от рабства, и справедливо почтен бы был его избавителем. Для нашего несчастия не довольно было того, что мы учинилися рабами греха, но и рабами того, которой есть предводитель греха, и радуется о погибели человеческой. Правосудие Божие, осудившее нас, требовало удовлетворено быть искуплением. Сын Божий взнес за нас цену крови Своея, которые драгоценность есть бесконечная. И потому сила сея Заплаты учинила нас свободными, и заставляет нас устнами исповедывать и сердцем признавать Его своим избавителем и искупителем.
Кому красота Израилева, есть ли не тебе, Христианине? Для чего сошел Сын Божий с небес, есть ли не с тем, чтоб тебя возвести на небеса? Зачем воплотился, есть ли не c тем, чтоб твою плоть освятить, и приуготовить ее в надежду воскресения? Почто кровь пролил, как чтоб сим заветом примирить c тобою Бога и Отца? Почто умер, как чтоб тебя учинить наследником вечного живота? Все cиe не есть ли довольным уверением, что ты неси раб, но сын аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христос.
Возлюбленный Богу Христианин! тебе, по искуплении, заключенная райская дверь отверста; вход в жилище святых открыт, страсть ослабленна, зависть посрамлена, злоба, гонящая нас, сокрылася; тьма грехов светом благодати рассыпана; время гнева уступило место милосердию; рабство поносное уничтожено; истинная свободность возвышена; благоволение небесное нас покровительствует! О блаженство, более которого смертный желать не может! О торжество всех мира сего триумфов преславнейшее!
Твой ум осиян лучею Евангельского закона; твоя совесть Духом Святым уверена о отеческой к тебе склонности всемогущего Промыслителя. Хотя бы ты и не достиг до пространного естественных вещей познания; но тебе открыты истины самонужные, на которых твое вечное блаженство основано. Кто лучше тебя имеет понятие о Боге, о мире, о самом себе? Ты воображаешь себе Бога существом благодетельным и милостивым, Который, снисходя к недостатками человечества, явился под покрывалом нашея бренные плоти, и, сообщивши Себе естество наше, сделал нас участниками своего Божества. Ты обширную миpa сего громаду почитаешь за руководство к твоему Избавителю, в соединении с Которым все твое состоит совершенство. Ты самого себя представляешь себе некою тварей частицею, содержимою в союзе вещей, которого союза конец есть радостная вечность. В сих истинах твое состоит спасение, которых есть ли кто не знает, весьма несчастлив, хотя бы впрочем всех вещей знаний приобрел. И для того я тебя именем Евангелия приветствую: блажен еси Христианин, благодатью присвоенное Богу чадо, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех! Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть!