Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Благородство

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Благородство

Нe мнози сильны, не мнози благородни. 1Кор.1:26.

Почтенное мнение делает в нас благородная природа: и за тем многие высоко сами о себе думают, что от великих людей произошли, и других тоже о себе думать заставляют. Нет сомнения, что почтенно имя заслуженных людей; и благополучными то назваться должны, кои от них происходят. Для чего благополучными? Для того, что имеют домашний пример добродетели; для того, что им к истинной славе отворена дверь рукою предков их; для того, что особенный стыд поразить их должен, если бы не подражали заслугам тех, от коих заимствуют славу. Так благородная природа может ли терпеть мысли низкие и подлые? Так добродетели предков уволяют ли нас быть добродетельными? Так обещал ли Бог всегда миловать детей развратных для того, что они имели отцов благочестивых? Не может ли благородство быть уничиженно в тех потомках, кои своим злонравием потемняли бы славу предков своих, и сообщенную им чрез кровь великость почитали бы для себя случаем ко всякому своевольству?

Истинная слава не состоит в знаменитости рода, в пышности многих титл, в блистании одежд, колесниц, домов, в ласкательных от других почестях, в величавом, или о самом себе, или других о себе мнении: но в незазорной совести, в спокойствии духа, в приятнейшем чувствии плодов веры, в сладчайшей надежде соединения с Богом, источником всех благ.

Истинная честь и слава не в том состоит, чтоб наружным сиянием всех поражать, не в том, чтоб в роскоши утопать, не в том, чтоб гордым оком взирать на других себе подобных, и услаждаться их уничижением, принужденным ласкательством, постыдным для человечества ползанием. – Истинная честь и слава состоит во услугах другим, в попечении о пользе общей, в подкреплении немощных, в заступлении бессильных, в снабдении бедных, в покровительстве утесняемых.

Иначе быть благородну, по силе Божественных Писаний, и быть надменну, мстительну, несправедливу быть развратну? суть понятия, делающие противоречие. Любовь терпение, воздержание, великодушие, просвещение того, кто ими украшен, возносит выше миpa, и выше мнений его, и дает право благородства, чтоб быть чадом Божиим. И потому не за меньших, но едва ли не за больших те почтены быть могут, кои своею заслугою, своим потом, без всякого предстательства, высокие титла снискали, и сделались благословенным корнем будущей славы своих потомков. Сим добродетелей ликом препровождаемый ты, благородный, хотя бы и не говорил о себе: кого мя глаголют человецы быти; однако все о тебе говорят, что ты светильник, поставленный на златом свешнике, что ты драгий камень в златой оправе, что ты украшение роду своему и честь отечеству своему. Таковое рассуждение служить должно к особенному благородных увеселению, а ко утешению для тех, кои со всею своею честностью имеют несчастье быть презираемы от надменных суетою людей. Не унывайте вы в непорочности своей; вас вечная истина почитает; вы в книге животной заслужили себе имена и титлы пресветлые! Дух Божий называет вас царским священием, родом избранным, возлюбленными и домашними своими. При сих титлах темнеет всякое мира cияние: но сии титлы никому не даются , разве благородством добродетели украшенному.

 

Наверх