Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Благополучие общее

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Благополучие общее

Тем же у Дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем паче же к присным в вере. Гал.6:10.

Благополучие общества тогда есть в полном своем совершенстве, когда оно внутри благоучрежденно, а вне безопасно. Благоучреждение внутреннее основывается на премудрости, правосудии и человеколюбии правящих обществом, и проистекающих от престола их законов. Ибо никто не может сумниться, чтоб не процветал там народ, где сии добродетели и прямо разумеются, и беспрепятственно действуют, и благорассудительно употребляются.

Ближний наш есть общество, в котором мы родились, воспитались, и которого правительству мы свое благополучие и покой свой препоручаем. Ежели бо всякого человека почитать должны за ближнего своего; кольми паче сим именем требует от нас почтено быть общество, которое к нам так близко, как мы сами себе, поскольку все его намерения и дела кончатся на нашей пользе.  

Почему ежели бы кто о целости общества не имел попечения; такой не только бы вреден был обществу, но и самому себе. А удовлетворим требование общества тогда, когда в том звании, в которое от Бога призван всяк, будем с верностью исправны. А именно: когда пастырь церковный словом Божиим питает свое стадо, и усердные молитвы, приносит Богу о себе и о людских невежествиях; когда судья справедливость не продает; когда полководец в защищении отечества пребывает неусыпно, когда купец, не нарушая правды, служит недостаткам нашим, или, да с Павлом скажу: аще учай, пребывает во учении: аще утешаяй, во утешении. Подавай, в простоте начальствуй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением: честью друг друга больша творяще: тщанием не лениви, духом горяще Господеви работающе. Таким образом целость общества соблюдается, и платится тот долг, которого оно от нас, яко от своих членов, всегда требовать может.

Если же кто смотрит только пользу свою, пренебрегая благополучие других, и следовательно, не стяжал в сердце своем любви ко врученным его попечению: то каковых печальных следствий для несчастливых овец ожидать должно? Будет ли таковой плакат над несчастием другого, как Иаков над окровавленною ризою сына своего? и возьмет ли участие в страдании Иосифове? Будет ли он бегать по горам, чтоб искать овцы погибшей? Будет ли он возжигать свечу неусыпаемого бдения, чтоб сыскать другого драхму потерянную? Будет ли он иметь ревность Финеесову, чтоб отмстить своевольство беззакония? Будет ли он с Моисеем лучше изволять страдать с людьми Божиими, нежели прельститься на Египетские сокровища? Будет ли он со Иовом нога хромым, и око слепым? Будет ли он, яко кокош, собирая птенцы своя под крило?

Общества благополучие есть благополучие всякого особь, и всякой особенно не может назваться благополучным, ежели его благополучие не будет соединено с благополучием общества.

Наверх