Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. 3акон

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. 3акон

Закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христос бысть. Ин.1:17.

Умозрительная истина – Моисеем дан закон; Иисусе Христом токмо благодать, не для того, аки бы Христиан своих оставил Он без всякого закона. Дан и нам закон, но закон благодатный. Моисеев закон устрашал; Xpиcтов закон утешает. Моисеев закон преступников проклинал; Христов грешников кающихся прощает и благословляет. Моисеев закон основан на единой строгости; Христов на едином милосердии. Моисеев закон начертан на скрижалх каменных; Христов написан на скрижалях сердца плотяных. Моисеев закон дан при громах и молниях; Христов возвещен при сладком пении Ангельском. И для того законе Христов свойственно не нарицается законом; ибо закон прямо означает строгое предписание, но нарицается благодатью и Евангелием, то есть радостною вестью, возвещающею мир и благословение.

Закон Моисеев называется законом боязни; ибо нарушителей своих он проклинал и осуждал: а Евангелие называется законом любви; ибо изъясняет неизреченную любовь небесного Отца к законопреступному роду человеческому. Закон Моисеев называется законом плоти; ибо его очистительные животных бессловесных жертвы никак не сильны были очистить души: а совершавшей тот жертвенный обряд по наружности только одной почитался очищенным. Но Евангелие называется законом духа; ибо благодать Божия не наружность только, но самую внутренность очищает и преображает. Закон Моисеев называется законом рабства; ибо он только повелевал, а преступников наказывал: но Евангелие называешся законом свободы; ибо вливает верующему в сердце любовь к Богу, яко своему Помилователю и Спасителю, и заставляет исполнять волю Его не по принуждению и страху, но по одной сыновней любви и горячности. Закон Моисеев называется законом смерти; ибо преступников подвергал страшному гневу Божию. Но Евангелие называется законом жизни; ибо и здесь душу оживотворяет и утверждает несумнителено надеждою бессмертия блаженного.

Закон говорит: око за око, и зуб за зуб; но благодать сказывает: аще кто не имать греха, да вержет на грешника камень. Тот говорит: отвидите от Мене проклятии во огне весный cия сказывает: приидите ко Mне вcu труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Закон представляет нам Бога во образе строжайшего судии; но Евангелие под видом благоутробнейшего отца.

Деятельное правило. – Неcmь бо под законом, но под благодатью. Блогадать означает сыновнее радостное состояние; а под именем закона разумется состояние строгости и страха.

Таковой род свободности есть из благороднейших; ибо проистекает он из источника чистейшего. Иной исполняет закон, опасаясь за преступление наказания, иной для пользы чаемой, другой для снискания славы. Все может быть не худо; да опасно, чтоб при случае, когда бы не предвидел таковый за порок свой наказания, или бы не надеялся получить себе чаемой пользы или славы, что не редко случиться может, чтоб, говорю, при таковом случае не расслаб он в делании добродетели, или и совсем оную не пренебрег. Но свободностью Евангельскою укрепляемый понимает ясно благо и зло и следствия их; уверен о мудрости и благости Законодателя, чувствует любовь и благодяния своего Промыслителя, и в Нем отца находит. И для того исполняет закон не по силе приказания одного; ибо таковой есть временщик: не от страха; ибо таков есть раб и подл: но по любви; ибо он почитает себя сыном: но от ревности; ибо честность почитает паче всякого прибытка: но от благоразумия; ибо он Духом Святым просвещен есть. И по тому нет опасности, чтоб и тогда, когда бы случай за его честность грозил ему вредом и бесчестием, чтобы и тогда сделался он изменником добродетели.

В сем-то рассуждении во Святых книгах пишется, что праведнику закон не лежит, что мы избавлены от закона не для того, аки бы праведник закон исполнять не одолжен был; но что для праведника закон не есть принудительный повелитель, а есть зерцало, живо представляющее его добродетель. О, когда бы таковая свободность больше имела действия в сердцах человеческих; меньше бы законодатели и законоблюстители имели затруднения, меньше бы добродетель имела худого примеса! Ибо недостаток сей свободносши причиною есть, что к благочестию пристает несколько лицемерия, в дружбу вмешивается прибыток, в благодетельную склонность вкрадывается тщеславие, а под ревностью кроется мстительность собственная.

Наверх