Духовная радость

Духовная радость

Ныне, возлюбленные братия, слово наше будет о том, как надо приобретать духовную радость, потому что все мы теперь печальны, все удручены скорбями и у всех нас слишком много горя. В нынешнем евангельском чтении говорится о том, что пришел к Христу богатый и, по-видимому, пылкий юноша и спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Христос ответил, что Царствие Божие достигается исполнением всех заповедей, объединяющихся под одним словом – любовь. И апостол Павел отмечает, что любовь есть совокупность христианского совершенства. О присутствии этой любви говорит тихая духовная радость, которая сквозит в чертах лица тех, кто обладает любовью. У нас же теперь вокруг уныние, скорбные лица – знак того, что нет в людях духовной радости. А все святые обладали духовной радостью, поэтому и на иконах они изображены с радостными лицами. Посмотрите на изображение преподобного Сергия, и вы увидите на его лице выражение какой-то спокойной неземной радости. Преподобный Серафим в последние годы своей жизни имел непрестанную радость, а ведь сколько было у него печали и борьбы с искушениями и страстями прежде! А преподобный Палладий рассказывает про авву Аполлоса, что у него было пятьсот учеников, которые все имели радостные лица, а если какой-либо брат становился печальным, авва призывал его к себе и говорил: «Утешься, чадо, печаль и уныние присущи только евреям, еретикам и неверующим, но не православному христианину».

Ничто не может дать нам духовной радости: ни место, ни положение, ни богатство. Когда человек раздражается, что с ним бывает? Его охватывает невыразимая злоба. Если он видит другого человека, имеющего над ним превосходство духовное, его грызет зависть; если ему дают возможность приобрести что-либо, у него развивается корыстолюбие. Как же нам научиться отбрасывать от себя эти пороки и приобретать духовную радость? Иоанн Златоуст говорит: «Древо, дающее сладкие плоды, имеет под землей горькие корни». И мы, чтобы получить сладкий плод – духовную радость, должны иметь в сердце два горьких корня. Этими корнями будут у нас осуждение самого себя и неосуждение ближних и постоянное окаявание себя в своих грехах. Мы должны теперь молиться словами Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

Если человек, молясь, не сознает своей греховности, то его молитва не может дойти до Бога. А нужно всегда осуждать самого себя. Ведь за каждый поступок мы ответим перед Богом, и мы должны помнить это, должны всегда осуждать себя и просить прощения у Господа. Но, осуждая себя, никогда не нужно осуждать других, потому что сами-то мы, быть может, в сто раз хуже тех людей, которых осуждаем, и кто не осуждает ближнего своего, того не осудит и Господь: «Не судите, да не судимы будете». Мы всегда должны окаявать себя в своих грехах перед Богом, должны сознавать свое ничтожество, свою греховность и не забывать, что мы ничто перед Ним.

К этим двум горьким корням мы должны прибавить любовь к ближним нашим, потому что, когда окаявание и осуждение себя очистят сердце наше, нужна еще любовь, которая служит источником духовной радости. Эта любовь должна проявляться во всем. Мы должны иметь послушание, ибо если человек даже надел иноческую одежду, но не исполняет послушания, то он этим заслуживает большее осуждение от Бога. Так и у людей, вступающих в брак, не может быть любви, если у них нет взаимной уступчивости, которая сглаживает все шероховатости характеров. Следует мягко и с любовью относиться ко всем страждущим и несчастным и помогать бедным чем только можно, хотя бы добрым словом. И если мы будем исполнять все это, если примем в сердце свое два горьких корня и будем иметь любовь Христову, то Господь придет и утешит нас, по слову Иоанна Кассиана, когда Ему ведомо. Он лишит нас печали и воздыхания. И вся горечь наших подвигов послужит нам для того, чтобы возрастить в душе дивный плод радости духовной, ибо Спаситель сказал: «Печаль ваша в радость будет». Аминь.

Наверх