Дух народный. Слово при закладке храма в селении Голицыне, Елисаветпольской губ. 22 апреля 1901 г. Произнесено в присутствии главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе князя Г. С. Голицына
Дух народный
«Духа не угашайте!» (1Фес. 5:19).
В светлый день благодатной весны, при светлых пасхальных воспоминаниях, с радостными пасхальными песнями, в ожидании праздника излияния Св. Духа на новозаветных чад Божиих, совершаем мы ныне знаменательное торжество среди этих русских новопоселенцев. По-видимому, нет у нас сейчас особенных причин предаваться отрадным и светлым надеждам: все здесь только в зачаточном состоянии, все только устраивается; не собрались еще все новоселы, не привыкли к условиям местной жизни вновь прибывшие; много здесь недостатков и бедности и предстоит много труда, много терпеливых усилий, может быть, неудач и разочарований, предстоит, может быть, получить немало горьких уроков... И вот, смотря на эту устраивающуюся жизнь, на этот усиленный здесь труд, пред смутным и неизвестным будущим, хочется призвать всех вас к светлым пасхальным чувствам надежды и радости и, в виду грядущего праздника в честь Духа Святого, обратиться ко всем вам с великими апостольскими наставлениями: «Исполняйтеся Духом» (Еф. 5:18) и «Духа не угашайте» (1Фес. 5:19).
Вспомним, что было и что случилось, когда впервые «исполнились духа» ученики Христовы. Их было малое стадо, но малому стаду благоизволил Отец Небесный даровать царство. Их было всего двенадцать простецов, робких, бедных и неизвестных поселян Галилеи, а перед ними, как поприще деятельности, расстилался огромный, необъятный мир, богатый и сильный... И все в мире казалось, так сказать, духоборным... все как будто клонилось к тому, чтобы побороть и угасить дух новых проповедников новой истины. Кровавыми гонениями, страшными преследованиями, всеми усилиями злобы и издыхающего жречества, и грубого народа, и утонченной науки, и могучей, привыкшей к победам государственной власти, вооруженной не одним мечем, но и знаниями, и искусством, – вот чем встретил мир появление новых вестников евангельской истины. Казалось, задавит он малое стадо Божие; казалось, не было никакой надежды на торжество дела Христова... Но дух животворит, плоть же не пользует ни мало... (Ин. 6:63). В этом мире, ополчившемся на малое стадо Божие, не было уже духа, а проповедники царства Божия были именно сильны тем, чего не было у древнего мира: они были исполнены духа, духа крепкого, убежденного, духа просвещенного и окрыленного верою, духа, союзного с Духом Божиим... И вот гордый мир склонился пред этими скромными служителями Христа; мрежи рыбарей исполнились ловитвы, и возвещенное ими царство Божие широким разливом захватило вселенную в свободный и святой плен веры. Склонились цари и царства, замолкли вражда и озлобленные крики, – и гонимый, и поруганный Крест Иисуса Христа засиял всюду от драгоценной короны царя до убогой хижины крестьянина...
Пришла пора, и могучая волны царства Божия всколыхнули наших отдаленных предков. Мал и неустроен был в то время русский народ; разделялся он на несколько отдельных, враждебных между собою, племен; кругом его жило множество врагов; топкие непроходимые болота, разливные реки, широкие степи, дремучие леса, огромные пространства, суровая природа, малоплодная земля, редкое население, отсутствие путей сообщения, при внутренних раздорах, при множестве врагов, – все это мешало правильному устройству жизни наших предков. Казалось, погибнет народ наш под ударами врагов; казалось, никогда не выйти ему из состояния неустройства, мрака и дикости.
Но воистину – дух животворить... Вера Христова принесла нашему народу этот дух животворящий. Исполненный Духа, совершил он многовековой и многотрудный подвиг своей истории, и пред крепостью и величием этого духа таяло, как снег под солнцем, все духоборное, – все, что боролось против духа русского народа, все препятствия, все невзгоды нашей исторической жизни. Славянские разрозненные племена силою единой православной веры слились в единый могучий народ; окружавшие нас мелкие инородческие племена делались родными с нами по вере и едиными по отечеству. Были и тяжкие времена, – были нашествия врагов, страшный жестокости войн, избиения тысяч людей, разорения сел и городов; были засухи, голод, мор, болезни, бедность страшная, но все вынес крепкий дух русского народа. Слезами, скорбью, трудом, и многими страданиями, и многою молитвою строилась русская земля.
Подобно тому, как вы теперь здесь, наши новопереселенцы, так и прежде, в старину, и на дальнем севере, и на юге, и на востоке, и западе русского государства являлись исполненные духа русские люди и везде без блеска, без крика, постепенно, понемногу, по-видимому, медленно, но прочно устраивали русскую жизнь, русскую государственность на основе евангельской любви, справедливости и порядка. Это было нашей мировой задачей, указанной России Промыслом. Бывали времена чрезвычайно опасные; но сильный дух постоянно неизменно оживлял народное тело – государство; посреди опасностей оно восставало в новой силе; исполненное духа, вдруг изумляло мир своею мощью и властно и громко говорило ему свое слово. Пережитые опасности делали его еще более крепким. То же ведь видим и в жизни отдельных лиц: для души мелкой испытания служат к унынию, к слабости и падению; для души твердой, для духа сильного всякое страдание, перенесенное терпеливо и вдумчиво, является драгоценнейшим вкладом в душевный капитал и силою укрепляющею и созидающею. Тяжелый молот дробит и уничтожает хрупкое стекло, но кует и делает более прочным и твердым крепкое железо...
Наследниками живого дела живого русского народа явились сюда и мы, русские люди, на далекой окраине. Что же? Будем ли обижать других, будем ли отнимать что-либо чужое, будем ли жить на чужой счет, будем ли преследовать другие народы? Нет, это нерусское дело! Этим никогда не занималось наше царство! Опасаются этого только те, кто мерит народ наш на собственный аршин. Нет, Промысл Божий призвал сюда нас, в этот разноязычный край, еще недавно раздираемый кровавыми смутами, не для захватов и корысти, а для того, чтобы внести сюда свет и жизнь: одним сообщить свет христианства, другим – блага государственности, а всем – обеспечить порядок и тихое и мирное житие во всяком благочестии и честности. Не смущайтесь, что мало нас, что кругом видим скудость: не эта скудость страшна, ужасна скудость духа. Наши предки совершили великий, мировой подвиг, исполненные духа. Заброшенные сюда, мы должны, как ветка с деревом, оставаться в неразрывной связи с нашим великим русским народом, с его могучим духом... Итак, братие мои, духа не угашайте!
Дух угашается унынием, малодушием: будьте же, поселенцы, бодры и мужественны; верьте, братья, в лучше дни, в лучшее будущее; верьте, что не оставит вас помощью Бог и Царь и добрые люди; смотрите, Сам Государь дает жертву на ваш храм: Государев полномочный правитель всего нашего края здесь, среди вас, прибыл сюда утешить и поддержать вас; здесь и представитель Царя в этой губернии, и другие начальствующие лица. При их помощи, при поддержки и сочувствия добрых людей, да при вашем собственном труде и старании, малое семя, посеянное здесь в виде вашего скромного поселка, разрастется, даст Бог, в большое дерево.
Дух угашается раздорами, несогласиями, ссорами, завистью, взаимною неприязнью. Будьте же мирны, будьте единодушны, живите ладно, любовно, помогайте друг другу, живите мирно и любовно с окружающими вас иноверцами и инородцами. Где мир и лад, там и клад; где мир и лад, там и Божья благодать.
Дух угашается грехами и пороками. Будьте же трезвы, будьте честны, будьте трудолюбивы. Берегитесь гибельного пьянства, берегитесь всякого вида разврата. Не давайте никому повода осудить вас, посмеяться над вами и, в вашем лице, над русским человеком. И без того являлось сюда немало таких, которые позорили русское имя и нашу дорогую родину.
Дух угашается, когда сыны родины разобщаются с нею и забывают ее. Помните же, братья, Русь святую; помните, что вы – русские люди; помните и любите русского Царя-Батюшку. Пусть имя Его у вас будет честно и славно; пусть и молитва ваша будет возноситься о Нем непрестанно, чтобы Господь подал Ему силу и премудрость в нелегком деле вести народ наш к славе и счастью.
Дух угашается, дух гибнет, исчезает у русского человека, когда он теряет свою святую православную веру и отделяется от родимой матери-Церкви. Лишить его веры и Церкви – все равно, что подрубить ему обе ноги; это значит сделать его слабым, бессильным, беспомощным. О, храните здесь, в стране разноверия и всякого вида сектантства, храните, братья, нерушимо наше чистое и святое православие, завещанное дедами и прадедами! Вот совершаем закладку вашего будущего храма. Еще немного времени – и здесь, среди этих хаток, зажжется новая свеча Господу Богу – дом молитвы, а около него пусть растет и крепнет и школа для ваших деток, чтобы церковью и школою созидался и укреплялся дух ваш. Храните святые наши церковные обычаи; не забывайте молитв и праздников; не забывайте поста и говения и святых таин причастия; учите детей вере и благочестию; не слушайте ничего, противного православию. Помните и не забывайте: кому Церковь не мать, тому Бог не Отец! Помните: как песчинка на речном берегу, как былинка в поле, затеряетесь вы здесь без веры и Церкви; и, как яркая звездочка, будете сиять и светить, и светиться здесь, если будете хранить веру, как бы густа ни была кругом вас тьма, как бы ни силился поглотить вас мрак вражды, или преследований, или бедности, или жизненных испытаний. Духа не угашайте!
Позвольте обратить слово и к вам, представители власти и почетные гости! Мне нечего напоминать вам, что мы присутствуем здесь при скромном торжестве русской идеи... Но в этой местности, как бы заброшенной и затерявшейся среди гор, в этом убогом поселении, где все говорит о бедности, о недостатках, уместно ли это высокое слово о русской идее? Братие мои, духа не угашайте! Да не смущается сердце ваше! Не в силе Бог, а в правде, и дух животворит, плоть же не пользует нимало (Ин. 6:13). Русская идея никогда не выступала ярко, крикливо, картинно и показно. Это свойство не наше... И даже в таких случаях, как нынешнее торжество, когда естественны были бы и ликования, и шумные возгласы радости, – когда уместно было бы видеть хоть некоторое возмещение вековой исторической неправды в жизни народа-крестоносца, своею кровию стяжавшего землю – для других, – наша Церковь призывает нас только к тихой молитве. Но блажени кроткие, они наследят землю! Кто видел и кто записал о том, как среди финнов, Чуди, Меря и Весь, среди вогул и мордвы, перми и других инородцев возникали такие же вот поселки, такия же маленькие ячейки государственной жизни, которая от берегов Ильменя и Днепра докатилась до Великого океана? Кто подметил и кто подсмотрел, как некогда инородческая Ока и Волга обратились в реки, воспеваемые в наших народных песнях, и до того русские, до того родные, что теперь и представить их трудно иными? А юг России, Приазовье, Дон, Кубань и Северный Кавказ при каких кликах русской идеи, при каких торжественных и картинных проявлениях ее сделались русскими и упорядоченными?
К тебе, Сиятельный князь, полномочный представитель возлюбленного Государя, наше последнее слово. Ты прибыл сюда, пожертвовав дорогим временем среди многосложных трудов, – прибыл невзирая на дальний и неудобный путь, чтобы утешить, обласкать русских людей на рубеже Русской земли, чтобы поднять и ободрить унывающие души и сердца, чтобы они не угашали духа... От имени этих поселян и, в праве сказать, от русского имени бьем тебе челом на привете и ласке! Поклон тебе благодарный до сырой земли! Благословение тебе от Господа, Его же имени созидаешь ты здесь дом молитвы!
Пусть же и в этот тихий час молитвы соединит всех нас с этими простыми сердцами наших поселян единый дух веры и надежды на светлое будущее, на успех нового дела русского переселения, и да будет здесь над нашими склоненными главами и сильно и действенно слово царя-пророка: «Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей, охрани то, что насадила десница Твоя» (Пс. 79:15–16); и утверди, и укрепи, и плодотворным сотвори до века! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений : В 5-ти т. / Протоиер. И. Восторгов. - Репр. изд. - СПб. : Цар. Дѣло, 1995-1998. / Т. 2. : Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1901-1905 гг.). – 1995. – 890 с. - (Серия "Духовное возрождение Отечества"). ISBN 5-7624-0002-6