Проповеди на праздники:


Достижение полноты в Церкви через откровение тайны Божией во Христе (Еф.3)

Третье основание христианского упования дано в том отступлении, которым открывается Еф.3. В Еф.3 продолжается молитва прошения, начинающаяся в Еф.1:16. Но стоящее в Еф.3:1 подлежащее ἐγώ («я»), которое имеет при себе приложение «Павел, узник Христа Иисуса за вас язычников», остается без сказуемого. В русском переводе печатаемое курсивом «сделался» должно восполнить якобы подразумевающуюся связку и заставляет понимать вышеприведенное приложение как именную часть сказуемого. Но это восполнение не считается с тем, что слова τούτου χάριν (по–русски, «для сего–то»), с которых начинается Еф.3:1, повторяются в Еф.3:14, где сказуемое κάμπτω («преклоняю») не имеет при себе подлежащего. Подлежащее, отделенное от сказуемого двенадцатью стихами, и есть то местоимение ἐγώ, которое стоит в начале Еф.3:1. Продолжая свою молитву, Павел преклоняет колена. Но, назвав себя «узником Христа Иисуса за язычников», он хочет пояснить эту мысль. Пояснению посвящены Еф.3:2–13, имеющие параллель в самосвидетельстве ап. Павла в Кол.1:24 и сл. В плане Еф. они должны быть понимаемы как третье основание христианского упования. Павел старается показать своим ученикам, что их упование должно утверждаться и на том служении, которое он несёт ради них. Смысл его служения – в откровении язычникам тайны Божией во Христе, той тайны, которая Духом Святым была открыта Его апостолам и пророкам. Через благовестническое служение Павла язычники приобщаются к наследованию обетований и становятся частью единого Тела. Узы, которыми он обложен (Еф.3:1), и скорби, которые он несет (Еф.3:13), он претерпевает ради язычников. Язычники не должны приходить от них в уныние. Напротив, страдания Павла – это их слава (Еф.3:13). Как и в Еф.1:21–23, Церковь, в которую входят язычники, отличается космической полнотой: через неё во Христе Иисусе многоразличная премудрость Божия становится известной ангельским чинам (Еф.3:10–11). Павел снова молчаливо противопоставляет положительное учение тем заблуждениям, которые получили распространение, может быть, и за пределами Колосской Церкви.

Как уже было указано, ап. Павел возвращается в Еф.3:14 к мысли, от которой он отклонился в Еф.3:1. Он кончает (Еф.3:14–19) свою молитву прошения. Преклоняя колена перед Богом Отцом (Еф.3:14–15), он думает и о Христе, и о Святом Духе (Еф.3:18). Отец есть начало, к Нему восходит действование Святого Духа во внутреннем человеке, и, по вере, в сердца наши вселяется Христос, обнаруживающий Свое присутствие в любви. И цель, которую ап. Павел видит перед своими читателями, есть приобщение к Божественной полноте (Еф.3:19). Молитва прошения, в которую переходит вступительное славословие, заканчивается новым славословием Еф.3:20–21. Павел славословит Отца в Церкви и во Христе Иисусе. Союз «и» (καί) между Церковью и Христом, отсутствующий в позднейших рукописях (и в русском переводе), может выражать все ту же, для ап. Павла дорогую, мысль о Церкви как Теле Христовом и, как думают некоторые толкователи, о восполнении Христа в Церкви. Он выражает, во всяком случае, любовь апостола ко Христу, требовавшую упоминания наряду с Церковью и Его имени. Но и в славословии слышится молитва: Отец Своей силой «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем» (Еф.3:20). Выразить неизреченного Павел не может. Но он его ждёт от Бога. На этом ожидании и кончается его молитва, а с ней и первая, догматическая, часть Послания.


Проповеди на праздники:

Наверх