Долготерпение. Проповедь в Преображенской церкви г. Москвы. 1958г.
“Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя” (1Ин.1:8). Так сказано в слове Божием.
И все мы, дорогие, должны сознавать свои грехи и каяться в них перед лицом Господа, открывая Ему свое сердце. Ведь мы не только сегодняшние или вчерашние грешники: мы многолетние грешники. Сколько раз мы каялись во грехах и вновь в них впадали! Сколько раз мы обещали Господу Богу и совести своей остановиться на этом пути и не повторять греха, и не исполняли этого обещания!
Почему же Господь Бог так долго терпит каждого из нас, грешников, на земле? Ведь мы за свои грехи должны были быть давно наказаны не только скорбями и болезнями, но и смертью, чтобы смрадом этих грехов не оскверняли земли Божией?
И святые Ангелы не вполне могли понять степень долготерпения Божия к грешникам. Вы знаете притчу, сказанную Господом Иисусом Христом о пшенице и плевелах: о том, как засеяна была пшеница, взошли и плевелы. Это — верные Господу души и грешники нераскаянные. И Ангелы, как сказано в этой притче, возмущенные этими грешниками, которые оскорбляют величие и святость Божию, обращаются к Господу со словами: “Хочешь ли, мы пойдем выберем их?” И Господь им отвечает: “Оставьте расти вместе то и другое до жатвы” (Мф.13:24-30).
Таково долготерпение Божие. Господь терпит и самых закоренелых грешников, потому что в душе каждого человека, как бы он ни пал в своих грехах, отпечатлен образ Божий, потому что за каждого человека принесена крестная жертва Господом Спасителем, пролита бесценная Кровь на Голгофе. И если этот грешник получил святое крещение во младенчестве, то и огонь благодати когда-то горел в его сердце. Господь не поражает грешника смертью, пока не истощится хотя малая возможность его покаяния, пока не исчезнет хотя малая искорка добра в его сердце: он ждет покаяния и обращения к Себе.
Господь терпит грешника потому, что в бесконечной вечности в жизни будущего века у Господа целая вечность и для наград, и для наказаний. Грешник еще будет поражен вечною скорбью и праведник еще будет вознагражден за свою праведную жизнь.
В слове Божием сказано: “Само Правосудие требует ожидать, чтобы праведный да творил правду еще, и святый да освящался еще” (Откр.22:11). Господь не берет, не торопится взять праведника к Себе, чтобы он продолжал светиться на земле; чтобы он становился еще светлее и просиял, как солнце, в Царстве Небесном (Мф.13:43).
Господь не поражает грешника немедленно на земле, потому что и в душе такого человека есть, хотя малое, содеянное им добро. И за это, хотя малое, добро Господь дает ему жизнь и блага в этой жизни земной, воздаяние за это добро, потому что Бог — Бог правосудный.
Все вы знаете притчу о богаче и Лазаре. Когда богач в загробной жизни возопил к Аврааму с мольбой о том, чтобы он хотя бы остудил его горящий язык, — Авраам сказал богачу, что он получил уже все в земной жизни за свое малое добро. Он уже награжден был Богом за это добро, которое он совершил, а здесь, в жизни вечной, он по закону Правосудия несет вечную скорбь.
Господь щадит грешников и потому, что Он только один знает, кто из них еще покается перед лицом Божиим. Может быть, в последние минуты из сердца грешника исторгнется такой стон раскаяния, который прорежет небеса, низведет милосердие Божие и прощение за все его нераскаянные грехи.
О, если бы знал каждый грешник, для чего Господь терпит на земле и не наказывает его смертью, он пал бы на землю в слезах, молил бы Господа о прощении, отвернулся бы навсегда от грехов, которым он служил. Если бы человек, преданный страстям и порокам, знал, доколе Господь терпит его на земле, он готов был бы бежать хотя бы в пустыню, чтобы там предаться покаянию и плачу для искупления своих согрешений.
Господь оставляет и плевелы, и пшеницу до жатвы. И придет время жатвы. Придет время жатвы. Придет предопределенный Господом суд Божий, когда пшеница будет отделена от плевел, когда Господь соберет пшеницу в житницу Свою Небесную, а плевелы сожжет огнем (Мф.13:40-42).
Придет этот день жатвы! И все мы встанем перед лицом Господа, праведного Судии, Который дал каждому из нас разум, чтобы мы понимали Его, дал нам сердце, чтобы мы любили Его, оставил нам закон Свой, чтобы мы исполняли Его святую волю.
И что скажет грешник перед лицом Божиим? Господь звал нас много раз и многими путями звал нас к Себе, и мы не послушали Его. Господь одарял нас благодеяниями Своими, и мы остались неблагодарными Ему. Господь угрожал нам страхом и наказанием, и мы не внимали и посмеялись над этими прещениями и угрозами. Господь посылал скорби и испытания, а мы не поняли их смысла и не обратились ко Господу в грехах своих. Вспомнит грешник, стоя перед лицом Праведного Судии все, что делал для него Господь.
И пусть каждый из нас, грешников, возжаждет очищения от грехов своих, пусть напомнит себе то, что воспомянет каждый на праведном Суде Божием: что сделал для нас и для нашего вечного спасения Господь Иисус Христос, Сын Божий, понесший тягчайший подвиг ради спасения людей. Он подвергался избиению плетью, бичом, палками до крови; Он, изможденный, был вознесен на крест, умирал самою страшною и самою позорною смертью — умирал, задыхаясь в предсмертных судорогах, за наше вечное спасение.
Ведь это мы, ведь это каждый из нас, грешников, должны были быть побиты и бичом, и плетьми, и палками, и, может быть, висеть за свои тяжкие грехи на кресте, а Он все взял на Себя за нас. Он взял эти мучения для того, чтобы во имя искупительной жертвы даровать прощение каждому грешнику, кто со слезами раскаяния обращается к Нему.
Пока еще не поздно, пока мы еще не стоим на праведном суде Божием, пока не закрыты для нас двери покаяния, пусть содрогнется душа каждого грешника, созерцая эту страшную картину, это страшное зрелище страданий Христовых, понесенных за нас, за то, чтобы не погибла ни одна душа на земле, но, чтобы люди спасались верою и жизнью со Христом.
На этом суде, на котором мы будем стоять, неизбежно будем стоять, откроются все помышления человеческие. Это не обычный суд. Это суд Божий, суд Всевидящего Праведного Судии, перед Которым будут открыты все движения души человека, все его помыслы, а тем более все его деяния, о чем никто не знал из людей, из самых близких, но знал Тот, Кто днем и ночью с нами, Кто ведает, о чем думает человек, и ведает, что совершает человек. На этом суде откроется вся жизнь наша от младенчества до последнего нашего издыхания.
Здесь, пока мы живем, мы сами часто не понимаем самих себя, своего внутреннего душевного состояния. Или самолюбие, или вихрь суеты и забот земных мешают нам углубиться в самих себя и понять самих себя. Нередко мы, совершая грех, завтра о нем забываем и уже не вспоминаем о нем.
На этом суде Божием вскроется вся наша жизнь: и своеволие, и лукавство нашей юности, и страстные порывы нашей молодости, и грехопадения возраста нашего мужества, и пороки, и страсти нашей старости. Все будет открыто перед лицом Господа и Ангелов, и всех людей, от века живших на земле, которые будут свидетелями того, как трепетать будет наша душа с ее грехопадениями на этом праведном суде. И встанут перед нами те, кого мы соблазнили своим словом, своим поступком; те, кого мы обидели, кого огорчили, будут в числе осуждающих нас.
И будет жатва: пшеница будет отделена от плевел. И единственное наше спасение — это в нашем покаянии, пока мы живем. Единственная наша надежда — это добрые дела, которыми мы можем искупить наши бесчисленные согрешения. Наше единственное оправдание — в вере и любви к нашему Сладчайшему Господу.
Может быть, — думает грешник, — это будет не скоро. Нет, это будет очень скоро. Мы не знаем, когда будет Суд Божий. Может быть через много тысяч лет, но ведь каждый из нас стоит почти у порога смерти. Если он проживет еще 30 — 40 лет — это ничто перед вечностью. За порогом смерти ожидает нас или вечная скорбь, или вечная радость, как начатки будущих радостей или скорбей. Тысяча лет перед Господом, как один день (Пс.89:5), — сказано в слове Божием.
Придет день жатвы! И мы, грешники, не откладывая, сейчас должны приносить Господу и воздыхания нашего кающегося сердца, и нашу молитву о том, чтобы Господь даровал нам истинное покаяние, чтобы Он помог нам принести такое покаяние, которое изгладит из книги жизни нашей и грехи нашей юности, и грехи старости.
Наше покаяние и слезы нашего раскаяния должны изливаться в молитве ко Господу: “Господи, отними от нас тяжкое бремя греховное, которое давит совесть нашу и пригибает к земле нас тяжестью своей. Напитай нас Своей Божественной пищей, Божественным Телом и Божественной Кровью, огради нас страхом Божиим от греховных искушений, помоги нам украсить душу нашу цветами добродетелей, доброй христианской жизни, чтобы в сердце нашем родились, взросли и созрели те плоды Духа Святого, о которых говорит нам апостол Павел — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; чтобы мы ушли отсюда с земного своего поприща в жизнь вечную не бесплодными смоковницами, но с плодами Духа Божия и с омытой слезами раскаяния и благодатью покаяния нашей душой!
Вот, мои дорогие, надо молить Бога, чтобы Он Сам был нашим Путевождем на стезях покаяния, чтобы многое множество наших согрешений мы оставили здесь, на земле, не взяли грехов с собой, чтобы на суде Божием не быть нам плевелами, какие сожжет Господь огнем неугасимым, но чтобы дал нам Господь радость быть с Ним навеки!