Доклад священника Иустина Ольшевского епископу Полтавскому и Переяславскому Илариону.1900г.
Епархиальный наблюдатель школ церковно-приходских и грамоты священник Иустин Ольшевский вошел к его преосвященству, преосвященнейшему Илариону с докладом следующего содержания.
«Честь имею доложить Вашему Преосвященству о состоявшемся недавно добром начинании на пользу дорогих наших школ. Мысль Вашего Преосвященства о собраниях и братских совещаниях по делам школьным самих отцов законоучителей и заведующих школами, усвоенная уездными наблюдателями на бывшем у меня их съезде, теперь осуществлена первый раз в Золотоношском уезде 8-м благочинническим округом. Собрание состоялось 12 ноября. Собраны были священники того благочиннического округа, к которому принадлежит и сам местный наблюдатель. Собрание было открыто, и на нем велись совещания под председательством местного благочинного при участии уездного наблюдателя священника Василия Романицкого. О занятиях собрания уездный наблюдатель сообщает мне следующее:
«Я (уездный наблюдатель) познакомил собрание прежде всего с вопросами, подлежавшими обсуждению съезда отцов наблюдателей нашей епархии в текущем году. Особое внимание уделено было у нас вопросу о постановке воспитательной стороны в церковных школах и о преподавании в сем духе Закона Божия. Как пособие к сему признаны и выяснены на собрании следующие средства: живой способ преподавания Закона Божия с научением и поддержанием в детях доброго молитвенного настроения; надлежащее исполнение вечерней и утренней молитвы в школе при общем пении положенного; деятельное участие школьников и школьниц в богослужениях: чтении, пении, прислуживании в алтаре; благоговейное отношение их к окружающему в святом храме, чтение житий святых; заучивание религиозно-нравственных стихотворений; хорошее церковнославянское чтение как воспитательное средство в духе церковности. По другим учебным предметам познакомил с соображениями съезда наблюдателей и вашими руководственными советами»
Подлежало обсуждению ведение школьных документов: приходо-расходной книги, классного журнала и прочее. На совещании отцы заведующие признали, что необходимо получать им деньги на школу из местной церкви через отца благочинного, в устранение возможных недоразумений с церковными старостами. Для правильного ведения приходо-расходной книги и отчетности отцы заведующие находят необходимым, чтобы все деньги на школу шли через их руки. С этим нельзя не согласиться. Для составления отчетного школьного листка существующий порядок ставит их в необходимость стороной узнавать, откуда и сколько получено денег на школу, ибо жалованье и пособие из казенных средств поступает к учащим через отцов благочинных непосредственно, и заведующие не знают, сколько и кому выдается, между тем это жалованье нужно вписать в приходо-расходную книгу, а также необходимо занести его в школьный листок.
Указывалось в собрании на отсутствие в школах методических руководств, крайне необходимых малоопытным учащим. На случай болезни учителя или его необходимого долговременного отсутствия желательным признано иметь при одной из центральных школ уезда запасного учителя, который бы мог заменить временно отсутствующего.
Отцы заведующие, прибывшие на собрание, находят в таких совещаниях чисто семейного характера для себя большую пользу: обмен мыслей, совместное обсуждение вопросов, выяснение школьных нужд ведет к объединению в деятельности, к подъему школьного дела и к подъему духа самих деятелей. Поэтому такой съезд признали желательным осуществить еще раз в текущем учебном году.
Докладывая о сем, испрашиваю Вашего святительского благословения на сей первый опыт и на подражание ему в других местах».
На докладе сем 1 декабря 1899 года последовала следующая резолюция его преосвященства: «Доброе начало благословляю; подобные собрания, несомненно, будут полезны. Главный предмет оных – воспитание религиозно-нравственное. Пособием к нему указывается живой способ преподавания... Какой? Здесь-то и нужно умение рассказать историю просто, доступно детям и с чувством, но при этом вывести из рассказа назидательный урок, а объясняя катехизические истины, нужна осторожность, чтобы простотой и многословием не умалить высоты истины. Полезно еще напомнить и разъяснить заповеди о блаженствах, знакомить с притчами о должнике, талантах, десяти девах и тому подобное. Очень желательно приучать детей к чтению Евангелия, ежели добрый пастырь ввиду сего найдет возможным читать пред уроком хотя бы одно зачало с самым кратким толкованием. Затем школьная жизнь ежедневно дает случай законоучителю и учителю сказать слово вразумления и назидания. Внешнего порядка и формы в школах не касаюсь; что нужно, указывает высшая власть. Предоставляю отцу епархиальному наблюдателю сообщить съезду и другим с выражением сожаления, что многие священники уклонились от собрания».