Добродетели суть ступени лестницы, ведущей к небу
Между святоотеческими поучениями и советами встречаются притчи весьма поучительные и для спасения души весьма полезные. Ныне приведу одну из них.
Один простолюдин, человек благочестивый, пришел однажды, в обществе других многих христиан, к преподобному Пимену и просил у него наставлений. Пимен отвечал: «Cегодня сам ты скажи слово к братии». Пришлец воскликнул: «Мне ли, окаянному, говорить, отче?» «Тебе», – вместе с Пименом сказали все и настояли, чтобы говорил простец. Тогда последний сказал: «Человек я неученый и сказать не могу ничего, кроме следующей, слышанной мною от одного великого отца, притчи. Вот она. Некто пожелал видеть царя и просил одного из друзей проводить его к царю. Друг согласился и сказал: «Провожу тебя до половины пути». Тогда человек тот обратился ко второму другу и стал также о проводах просить. И этот согласился и сказал: «Провожу тебя до дворца». Наконец, желавший видеть царя стал просить третьего друга и от этого получил согласие проводить и ввести к самому царю. «Что же, – спросили после сего говорившего, – значит эта притча?» Он объяснил. «Первый друг, – сказал, – есть пост, который доводит нас до средины спасительного пути. Второй – целомудрие, доводящее нас до небес; а третий – послушание, вводящее нас с дерзновением к Богу». Все получили пользу и прославили Бога.
Чем же, спросите, эта притча поучительна? А тем, братие, что она показывает, что добродетели имеют между собою неразрывную связь; что они суть как бы ступени лестницы, ведущей к небу, и что, стяжав одну, вместе с тем мы должны заботиться и о сниискании другой, и т.д. В указанной притче сказано, что ко спасению, между другими, ведут пост, целомудрие и послушание. Откиньте какую-нибудь из сих добродетелей, мыслимо ли будет спасение? Очевидно нет. Держитесь поста и послушания, но оставьте целомудрие – вы погибли, возьмите пост и целомудрие, но не имейте послушания, доверьтесь одному своему уму – опять то же. Так, братия, ревнуя о своем спасении, мы не должны думать, что для спасения достаточно одного какого либо подвига с нашей стороны. К одному подвигу будем прилагать другой; преуспевая в одной добродетели, будем заботиться о стяжании другой и о преуспеянии в ней. Только под этим условием благонадежно наше спасение. Аминь.