Добродетель житейская и добродетель христианская. Поучение в Неделю 19-ю. 1906 г.
И будете сынами Всевышнего (Лк. 6:35).
В жизни нередко наблюдаем, что один и тот же предмет, одно и то же действие могут иметь различное значение, смотря по тому, служат ли они добру или злу. Так лекарство, состоящее из ядовитого вещества, в малом количестве и по указанию врача отпущенное нашему болящему ближнему, принесёт ему облегчение и здоровье. Но то же лекарство, со злым умыслом и в большом количестве данное ближнему, принесёт ему отраву и смерть. Так и острый нож в руках врача служит для спасительной операции больного, в руках сапожного мастера – для его ремесла, которым он кормит жену и детей, а в руках разбойника – это орудие грабежа и убийства. Ясно, что нельзя судить обо всём по внешности. Нужно смотреть в человеке во всём его деле на внутреннее расположение сердца. Не станем с этой точки зрения судить других, это – дело Божие, но сами себя мы обязаны проверять именно такой проверкой; об этой-то проверке и говорит нам ныне читанное в церкви святое Евангелие.
Краткое ныне евангельское чтение (Лк. 6:31–36), но как много в нём сказано! Оно охватывает решительно всю жизнь человека и даёт ей настоящую христианскую оценку.
«Если вы, – говорит Спаситель, – любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят». Значит, в такой любви нет ничего особенного, нет нравственной заслуги. Между тем, как часто мы и пред своей совестью и пред другими людьми выставляем именно такую любовь, забывая, что даже и в мире животных любовь самца к самке, любовь самки к детёнышам – вовсе не редкое явление.
«Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?». И вправду, здесь не нравственно высокая добродетель, а часто простой расчёт: сделать добро другому, чтобы и он также добро мне сделал.
«И если взаймы даёте, от кого надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?». И разве, в самом деле, не ясно, что здесь пред нами не нравственно-высокий подвиг самопожертвования ради любви, а просто житейское благоразумие и самый обыкновенный расчёт, особенно если отдать взаймы, значит – получить обратно с излишком, т.е. с процентами.
Не такой добродетели требует Спаситель от нас, Своих учеников и последователей: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего». Пусть добро, которое мы делаем, будет совершенно бескорыстно, пусть оно не опирается ни на какие земные выгоды, побуждения и награды. То верю, что быть добродетельным и благочестивым – это самое лучшее средство к достижению и земного благополучия, к устроению добрых отношений с людьми. И, несомненно, об этом очень и очень часто нам говорят, и говорят совершенно справедливо. Но не в этом главное. Если бы это и не было так, если бы благочестие несло за собой одни гонения, неблагодарный день и невозможные страдания, всё равно христианин и тогда не должен ослабевать в добре. Он не наёмник в добродетели. Наёмник хорош, пока знает, что ему будет дана хорошая плата; наёмная кормилица и няня, ухаживающая за ребёнком за деньги, потом уходят к другому, третьему хозяину и забывают о первом ребёнке. Но разве так ухаживает за родимым детищем мать? Разве можно купить за деньги материнскую любовь?
То же самое, братие, и в христианской добродетели. Закону Божию, заповедям евангельским христианин служит не за страх, не за корысть, а за совесть и за любовь. Есть у христианина и высший Образ для его служения добру, и высшая помощь, и высшее побуждение: «Будьте, – говорит Спаситель, – сынами Всевышнего; будьте милосерды, как Отец ваш милосерд». Господь по любви создал этот прекрасный мир, в котором мы живём; особую любовь Свою Он излил на человека, как на царя творения. Но люди уклонились в грех и нечестие, но люди оказались неблагодарными Творцу Своему. Что же Господь? Прекратил ли Он попечение о мире, прекратил ли Он ток Своей любви бесконечной? Правда Его, конечно, восторжествует во всей силе, и суд Его постигнет зло и злых. Но любовь Его не колеблема. По-прежнему Он солнце Своё сияет на добрых и злых, по-прежнему Он посылает дождь на праведных и неправедных. Он благ к неблагодарным и злым.
Пусть и тебе, христианин, на добро люди отвечают злом, пусть на твои жертвы и труды отвечают неблагодарностью, пусть за взятое взаймы не отдают обратно: зло чужое не должно подавить и победить твоего добра, твоей любви, твоего желания быть сыном Всевышнего и Милосердого Отца. Знаем, что это трудно: трудно, однако же, возможно. Знаем, что любить врага, как говорят, даже и невозможно: но невозможное от человека, возможно у Бога. Это – нравственное, духовное чудо много, много раз осуществлялось в христианстве. Да, человеку естественному, не облагодатствованному, не познавшему Христа, не ищущему Его помощи, всё это невозможно; ему возможно только то, что легко, что доступно и даётся без труда. Поэтому и Спаситель говорит, что язычники и грешники любят любящих их, делают добро тем, кто им делает добро, и взаймы дают тем, от кого надеются получить обратно. Но если нравственность христианская не выше языческой, в чём же её существо и в чём превосходство?
Тогда зачем было и Сыну Божию сходить на землю и Учением Своим открыть всю волю Божию, а искуплением примирить человека с Богом и даровать ему все божественные силы к жизни и благочестию? Тогда зачем и нам называться христианами?
Но на примере воплощённого Сына Божия мы видели всю полноту добра и любви бесконечной, молившейся на кресте за врагов. А на примере бесчисленных последователей Христовых, таких же людей, как мы, с нашими обыкновенными силами, – на примере апостолов, мучеников, подвижников, множества святых, живших во всех положениях земной жизни, в богатстве и бедности, во власти и безвластии, в семье и обществе, в мире и в обителях, – мы видели и видим, как исполнялся при помощи благодати Божией тот евангельский вековечный закон христианской, а не житейской языческой добродетели, о котором сегодня учит нас святое евангелие.
И много тех, которые желали быть сынами Всевышнего, вошли в Его вечные обители, и много тех, которые стремились к подражанию Отцу Небесному, Милосердому, блаженствуют в лоне Его вечной любви. Вслед за Христом и Евангелием они зовут нас на этот путь жизни.
Святые призывы да не будут безответны! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).