Для получения от Бога прощения грехов необходимо иметь сокрушение сердца и вполне сознаваться в своих грехах
Чтобы получить на исповеди прощение грехов, от кающегося требуется: вера в Бога, надежда на Его милосердие, намерение исправить свою жизнь, также сокрушение сердца и полное чистосердечное исповедание всех своих грехов, без исключения. Что два последние свойства истинного покаяния приятны Богу и что они подлинно даруют кающемуся прощение грехов, видно из следующего:
Некогда один святый старец, спасавшийся на горе Олимпе, беседовал с братьями о спасении души. Во время беседы к старцу подошел один простолюдин, поклонился ему и молча остановился. Старец спросил: «Что тебе нужно?» Простолюдин сказал: «Да пришел к твоей святыне исповедать грехи свои, честный отче». Старец сказал: «Говори пред всеми, не стыдись». Тогда простолюдин начал в присутствии всех исповедывать грехи свои, из которых некоторые столь были тяжки, что неудобно и передавать их. Когда он все рассказал со слезами, то поник долу и стоял унылый с сокрушенным сердцем. Старец же, после его исповеди, долго размышлял о чем-то и, наконец, сказал: «Хочешь ли принять иноческий образ?» «Ей, отче, – отвечал простолюдин, – желаю, и даже захватил сюда необходимые при пострижении одежды». После сего старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангельский образ и, отпуская, сказал: «Иди, чадо, с миром и больше к тому не согрешай». Он же, поклонившись до земли, ушел, славя Бога. Монахи всему этому удивились и сказали старцу: «Что это значит, отче? Сколько тяжких грехов сейчас мы слышали от него, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимьи?» «О, любезные дети, – сказал старец, – неужели вы не видели, что, когда сей исповедывал свои грехи, близ него стоял страшный муж, лице которого блистало как молния и одежды которого были белы как снег, и он держал в руках хартию грехов каявшегося, и когда простолюдин высказывал мне грехи пред всеми вами, он постепенно из хартии изглаживал их? И если таким образом простил его Бог, то как же я-то после сего смею давать ему какую бы то ни было епитимью?» Сие слышав, монахи ужаснулись и возблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, и благость и человеколюбие Его возвеличили и разошлись, дивясь о преславных делах Бога нашего.
Вот, братие, наглядный пример того, как полезно для нашей души откровенное исповедание своих грехов, с должным смирением и со слезами. Поэтому и вы не стыдитесь при исповеди показывать себя величайшими грешниками; не стыдитесь, что люди увидят ваше сокрушение о грехах, ваши сердечные слезы, ибо они суть целительный бальзам на раны греховные; не удерживайте в душе болезненных вздохов, ибо с этими вздохами оставляют вас грехи. А вместе с тем приступайте к исповеди с чистосердечным раскаянием, открывая духовному отцу свои грехи без всякой утайки, как сами сознаете их в вашей совести, поставляя себя пред всевидящим оком Божьим. Помните всегда о последнем суде, чтобы и готовиться к исповеди достойно, и раскрывать свои греховные немощи и тяжкие недуги пред духовным отцом, как пред Господом Богом, Который в последний день будет судить живых и мертвых и всем воздаст по делам. Аминь.