Проповеди на праздники:


Для чего освящается храм. Архипастырская беседа на освящении храма

Храмы освящаются для совершения в них священнодействия литургии. Вечерню, утреню и часы можно совершать в неосвященном храме, даже в простом жилом доме, а литургию – только на освященном престоле или на освященном антиминсе. Возможен при этом вопрос: почему для одной литургии нужно освящение престола или антиминса? На разъяснение этого вопроса, вызываемого не одним любознанием, но и потребностью для каждого верующего ясного понимания одного из важнейших священнодействий, совершаемых в Церкви, употребим несколько настоящих священных минут.

На литургии совершается одно из величайших Таинств церковных – святейшее Таинство Евхаристии. Евхаристия значит «благодарение». Так называется то Таинство, которое установил Господь Иисус Христос, преподав святым апостолам под видом хлеба Свое Пречистое Тело, а под видом вина – Свою Пречистую Кровь. В Евангелии сказано, что прежде преподания апостолам Своего Тела и Крови Господь Иисус Христос взял хлеб и благодарил, то есть воздал хвалу Богу Отцу (Лк.22:19). От этого слова «благодарил» и все Таинство именуется Благодарением или Евхаристией.

Итак, Евхаристия есть принесение Богу дара, Таинство Благодарения. Но благодарение может состоять из одних слов хвалы и благодарности Богу, а таковое благодарение бывает на всяком богослужении и может совершаться на всяком месте. Евхаристия же бывает только в освященном храме. Значит, здесь не одни слова благодарения, а есть нечто особенное – дар священнейший, для которого требуется и место освященное. Этот священнейший дар и есть Святейшее Тело и Пречистая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, приносимые в жертву Богу Отцу. Иисус Христос, преподав Свое Пречистое Тело и Кровь ученикам и апостолам Своим, сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). Во исполнение этой заповеди святыми апостолами по научению Духа Божия установлена Божественная литургия. Хотя и вся литургия есть воспоминание о Господе Иисусе Христе, но главнейшая часть ее, когда совершается освящение и принесение Святых Даров, есть не только воспоминание о Нем, а повторение того, что Он Сам благоволил совершить. Здесь хлеб и вино не образ Тела и Крови Христовой, а самое Тело и Кровь Христовы. Здесь приносятся Богу не одни слова умилостивления и благодарения, а величайшая Жертва умилостивления и благодарения, не один хлеб и вино, как приносят елей или свечи, золото или камни дорогие, но под видом хлеба драгоценнейшее Тело Христово и под видом вина святейшая Кровь Его. Здесь священник является только приготовителем вещества для Таинства и произносителем слов тайнодействия, а священнодействует Святой Дух, употребляя язык и руки священника как видимое орудие Своих действий. До освящения Даров священник молится за себя и народ, а по освящении их Сам Христос священнодействует: Он и Архиерей приносящий, и Агнец приносимый, и Бог, приемлющий приносимое, и Раздаваемый в снедь верным. Поэтому когда литургию совершает архиерей, то по освящении Даров, когда Иисус Христос является на святом жертвеннике Пречистым Своим Телом и Кровью, архиерей отлагает с себя знамение архиерейства – омофор и все молитвы и благодарения совершает Богу и Отцу именем и ради имени Иисуса Христа, здесь присутствующего.

Из сказанного видно, что во время литургии присутствует Сам Бог, не благодатью Своей только, но самым существом Своим: Дух Святой освящает Таинство, Сын Божий присутствует Телом и Кровью и священнодействует, Сам Себя принося в жертву Отцу, а Бог Отец, неразлучно пребывающий с Сыном, приемлет Тело и Кровь Его как жертву благодарения и умилостивления за грехи мира. Если же здесь Бог присутствует существом Своим, то место присутствия Божия должно быть свято, неприкосновенно для грешных, не освященных благодатью Божиею людей. Объяснительные образы этого можно обретать в Ветхом Завете. Когда Моисей хотел приблизиться к купине, в которой был Бог, глаголавший с ним, то услышал от купины голос: Моисее! Моисее!.. Не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх.3:4,5). И Моисей изул сапоги с ног своих из благоговения к святому месту пребывания Божия. На горе Синайской Господь, видимо являя Свое присутствие в гласе трубнем, в облаке темном, в громе и молниях, позволил только Моисею взойти на гору чтобы принять от Бога закон, а из народа израильского, стоявшего при подошве горы, никому не позволено было приближаться к ней, а если бы кто сделал это, даже зверь, должен быть предан смерти. Из этого усмотреть можно, как святы, неприкосновенны для людей места присутствия Божия. А так как во время литургии Бог существенно присутствует на святом престоле, то это место должно быть свято, неприкосновенно для обыкновенных людей. Как там только Моисей, избранник Божий, мог приблизиться к месту присутствия, так и здесь только священники могут предстоять пред престолом благодати, только служащие алтаря могут присутствовать в алтаре.

Укажем и еще один пример. В Ветхом Завете Господь повелел тому же Моисею и Аарону первосвященнику, брату Моисея, устроить скинию и освятить ее. В ней Господь назначил место для Своего особенного присутствия, которое называлось Святое Святых; сюда мог входить только архиерей, однажды в год, с кровью жертвенных животных. В этой же скинии назначено было место для священников, называвшееся Святое. Но народ не мог входить в скинию: он стоял вне. Господь повелел только здесь приносить жертвы ветхозаветные. А вне скинии, в другом месте, нигде не было позволено приносить жертвы. Скиния была освящена по повелению Божию особенным образом. Когда совершалось освящение ее, явилась слава Божия в виде светлого облака, свет которого был столь велик, что священники не могли присутствовать здесь из страха и благоговения (3Цар.8:10–11). Эта скиния служила образом новозаветных храмов: и они освящаются благодатью Святого Духа чрез молитву, омовение и помазание святым миром, и только в священных храмах может быть приносима святейшая Жертва Тела и Крови Христовых, Жертва, прообразованная в Ветхом Завете телом и кровью жертвенных животных. Как там назначены были места для священников и места для народа, так и здесь: алтарь – для священников и диаконов, клиросы – для певчих, а остальная часть храма – для народа.

После этого, думается, вам, братья, понятно, почему литургия совершается только в освященном храме. Из сказанного можно уразуметь, сколь важное священнодействие совершается во время литургии и с каким благоговением должно стоять во время священнодействия ее. Истинно, храм христианский есть скиния, обиталище Бога с человеками; истинно, здесь Своим существом присутствует Сам Бог, Которому со страхом предстоят Силы Небесные. С каким же страхом и благоговением должны предстоять здесь люди! Итак, стояще во храме славы, на небеси стояти да мним. Станем же добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение Тела и Крови Христовой в мире приносити. Будем памятовать, что мы в священнейшие минуты литургии стоим не одни, но тогда и Силы Небесные с нами невидимо служат, воспевая Трисвятую песнь: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Поэтому и мы отложим всякое житейское попечение, чтобы и нам с сими Небесными Силами взывать и с совершителями Таинств говорить: «Свят еси и Пресвят, Ты, Боже Отче, и Единородный Твой Сын, и Святый Дух! Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя, Иже мир тако возлюбил еси, яко и Сына Своего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Тебе убо поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары, якоже быти причащающимся им во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа».

Проповеди на праздники:

Наверх