Для чего даются нам имена святых? Слово на день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 1902г.
Так говорит Господь: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; Ты мой (Ис.43:1)
Сегодня празднуем тезоименитство нашей юной, цветущей духом и телом Государыни Императрицы Александры Феодоровны. И все мы празднуем ежегодно свое тезоименитство или свои именины – и день Ангела считаем для себя особенно важным и знаменательным. Что же значит тезоименитство и для чего Церковь Божия дает нам имена Святых? Тезоименитство – значит тожеименитство т. е. тоже имя, которое носит какой-нибудь святой угодник Божий или святая, например святая мученица царица Александра, именем которой наречена наша Благочестивейшая Государыня.
Для чего даются православным христианам имена святых? Для означения того, что мы причислены вскоре по рождении и крещении к Церкви Божией или к обществу святых, живущих на небесах, – к обществу града Божия, града небесного, вечного, святого, и сами должны горняя мудрствовать и подражать добродетелям тех святых, коих имена на себе носим и стремиться к тому же вечному граду; ибо не имеем здесь пребывающего града (постоянного), но вечного взыскуем (ищем). Еще для того даются нам имена святых, чтобы нас вверить их духовному покровительству и руководству. Кроме имени святого или святой мы все, члены Церкви православной, называемся еще общим именем христиан, самым драгоценным и святым именем для всех, как искупленные Кровию Христа, как искренно верующие и крестившиеся в Него: ибо во Христа крестившиеся, во Христа облекаются, в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, – и в вечности облекутся Его славою, честью и бессмертием. Итак, мы носим два имени; одно имя святого или святой, а другое имя – христианина или христианки. Древние мученики христианские на вопрос гонителей своих: кто ты – отвечали только: я христианин, я христианка, не называя другого имени, и считали это имя за величайшую честь.
Называясь именем святого или святой, мы должны знать краткое житие их, их подвиги и добродетели, коими они угодили Богу или достигли святости и вечной жизни – и стараться подражать им по силе своей, прося их молитвенного ходатайства за нас, чтобы и нам удостоиться достигнуть вечной жизни. Называясь христианами, мы должны стараться иметь Дух Христов – дух кротости, смирения, милосердия, незлобия, послушания, святости и правды, ибо если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, по слову святого Писания. Принадлежа к церкви православной, мы все именуемся членами Христова Тела, уди есмы тела Его, от плоти Его и от костей Его, и каждый из нас обязан свой сосуд телесный стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и язы́цы не ведящии Бога. Величайшая честь называться христианином, – ибо истинному христианину, как подвижнику веры, как воину Христову и победителю греха, как чаду и наследнику Христову, обещано вечное блаженство и соцарcтвие со Христом в вечной славе Его. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его.
Да даст Господь Государыне нашей после царства земного – царство небесное, вечное, непоколебимое, ему же не будет конца. Да умножит Господь Ее природную красоту благодатною красотою всякой христианской мудрости и добродетели – кротости, смирения, милосердия и сострадательности; да приложит Ей дни на дни и лета на лета, да будут дни Ее как дни неба и да дарует Ей Господь вожделенный дар – чадо мужеско, наследника престола. Аминь.
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.