Для чего дается жизнь человеку? Слово на день Рождения и Тезоименитства Благоверного Государя Наследника и Великого Князя Михаила Александровича, 1902г.
Тебе ради (Христа) умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения (Рим.8:36; Пс.43:23)
Сегодня православная церковь, особенно поместная тверская торжествует весело память страстотерпца, Благовеpного Князя Михаила Тверского, замученного в орде татарами и прославленного дивными знамениями святости, нетления и чудес многих от мощей Его. Было злое время для России, по праведным судьбам Божиим, когда и великие князья наши подвергались мученической смерти от поработителей наших тогдашних татар. Теперь Божиею милостью она давно свободна, велика и славна: а страстотерпцы святые молятся с дерзновением Богу о всем Царствующем нашем Доме и о России.
Сегодня же церковь и Россия празднуют торжественно день Рождения и Тезоименитства Благоверного Государя Наследника, Великого Князя Михаила Александровича, третьего сына Миротворца Императора Александра III-го, в Бозе почивающего.
Стеклись два рождения в один день одного лица – рождения по плоти и возрождения по духу, т. е. святого крещения и сопричисления Его к св. Церкви со славным именем св. страстотерпца российского, Благоверного Князя Михаила, коего св. мощи почивают во граде Твери.
И рождение по плоти Благоверного Государя Наследника самое знаменитое, как рождение царского Сына, – но рождение по духу, по вере – несравненно славнее, как рождение от Бога Духом Святым, как день сопричисления Его к Церкви Божией и усыновления Богу для шествия путем земных подвигов к наследию вечной жизни в вечном отечестве небесном.
Всем нам христианам дается от Творца бытие временное для наследования жизни вечной: ибо христианская вера, печатлеемая таинствами и христианскою любовью и добрыми делами, дает нам на нее право. Право же это куплено нам Пречистою Кровию, излиянною на кресте Иисусом Христом за спасение рода человеческого. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Него не судится, а неверующий (как отступник новый граф Толстой) уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия.
Итак, какое главное назначение нашей жизни?
Всякая вещь, все дышащее и движущееся на земле имеет свое назначение от Творца и нет ни одного малейшего создания без назначения: ибо все сотворено премудро, целесообразно и прекрасно. Человек есть венец творения и царь земли, созданный по образу и подобию Божию, с разумною и бессмертною душою. Его последняя цель – не здесь, ибо на земле все тленно и временно, и человек здесь только временный пришелец, странник и временный ратник и воин: он должен крестом и терпением очищать себе путь к небу, для которого он сотворен, – ибо человек, – обладатель земными тварями, сам, по своей опрометчивости в начале, сделался из существа свободного рабом диавола и собственных бесчисленных страстей, которые изменили и обезобразили его прекрасную Богоподобную природу, сделали его рабом тления и всякого греха и врагом Богу Творцу, удалив от Него пропастью непроходимою. Только Господь Иисус Христос уничтожает эту пропасть для верующих в Него и приводит их к Богу верою и покаянием.
Итак, свойство и характер здешней жизни есть непрестанный подвиг и война с самим собою, своими страстями и всякими порочными наклонностями, очищение себя от всякой скверны плоти и духа, восстановление в себе падшего образа Божия. Царствие небесное силою приобретается, – говорит Господь, – и усильные искатели приобретают его.
Вы – христиане правоверующие – и слышали или сами читали, какими подвигами в этом мире святые достигли вечной жизни и славы, как одолели нелепый безобразный грех и обучили себя всякой добродетели. Подражайте житию их по силе своей; учитесь их вере, воздержанию, молитве, простоте, кротости, смирению, терпению, покаянию, послушанию, духом горите, Господу служите. От вас теперь не требуется подвиг мученический для стяжания вечной жизни, каким подвизались первые христиане, или наши русские страстотерпцы Михаил Благоверный Князь тверской, или Михаил князь черниговский с болярином его Феодором и прочие мученики, пострадавшие в татарской орде. Мы все свободно исповедуем св. Веру под державою православных царей. Но и у нас есть враги – это наши грехи, и враги веры – нынешние сектанты, которые открыто поносят нашу св. спасительную Веру и Церковь православную и проповедуют нелепые, гибельные учения. Требуется от вас и ныне твердость в вере и мужественная борьба с сектантами, – обличение их безумия здравым словом Веры. Нет ныне мучений телесных за Веру, но верующим приходится нередко испытывать мучение душевное от дерзости сектантов, особенно толстовцев, поносящих пресвятое и великолепное Имя Святой Троицы и Единого от Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Берегите же свою веру крепко, подвизайтесь за свою веру, в которой спасались и спаслись наши святые и наши предки, – и достигайте вечной жизни, в которую вы позваны благодатью и милостью Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.