Дивны дела Твои, Господи!
К делу о чудесном обновлении Иконы Знамения Владычицы на Святом Ключе около г. Семипалатинска
За последние дни наблюдали мы трогательное собрание благочестивых богомольцев на Святой Ключ в обители Пречистой. Собирались многие тысячи их не только за десятки и сотни верст, но даже за тысячу верст. Шли старые и малые, образованные и простые, богатые и бедные, мужчины и женщины. Побросали они все на местах своего жительства и пошли туда, куда влекло их сердце.
Что же так привлекало таких трудников на Святой Ключ? Конечно, прежде всего издревле прославленная чудесами явившаяся тут на дереве Икона Знамения Богородицы, украшающая ваш град и весь ваш край. Но, несомненно, привлекла сюда богомольцев и народная молва благочестивая о чудном и явном обновлении древней иконы Знамения Владычицы в ее обители. Вот об этом-то и считаю необходимым сказать несколько решительных слов всем своим духовным чадам.
Слышу разные толки и смущения по сему поводу. Многие свое недоумение и сомнение в подлинности чуда не считают нужным скрывать, неосторожно и несдержанно высказывают это вслух, смущая тем многих и соблазняя своими подозрениями. Все таковые пусть прежде всего знают, что обман никогда не можете остаться не раскрытым. Он всегда в конце концов выйдет наружу и проявится именно как обман. Так и в данном случае: если есть что-либо человеческое и поддельное, то оно непременно обнаружится само силою Божиею. Никакое старание человеческое не сумеет того скрыть. Так пусть это все знают. Вместо того чтобы волноваться да неосторожно высказывать свои сомнения перед всеми, пусть предают все в волю Божию и на время, все открывающее.
Но, с другой стороны, если это дело Божие, то никакая сила человеческая не сможет его скрыть и уничтожить. Мало того: восставший на дело Божие и пострадать может за это, ибо Бог поругаем не бывает. Можно бы рассказать много дивных знамений явления грозной силы Божией на кощунников и ругателей Божественного. Но расскажу только самые последние поразительные дела Божии такого порядка. Для нашего бедного Святынями обширного Омского края мною получены из древнего Новгорода в дар отобразы многих тамошних Святынь. С великим опаством и благоговением и направили мы эти Святыни крестными ходами в разных направлениях епархии. И идут они, радуя и воодушевляя население, которое нарасхват принимает их к себе, чтобы их пришествием освятить свои жилища, свое хозяйство и самим укрепиться в вере среди окружающего мусульманства и еретического сектантства. Чтобы удовлетворить желание всех благочестивцев, приходится далеко уклоняться в стороны от намеченного пути и совершать крестохождение медленнее предположенного. И дивные знамения совершаются у сих Святынь. Вот, например, что пишут мне священники от иконы Преподобного Варлаама Хутынского. Строгий был этот Угодник при жизни своей на земле, не щадивший себя для Господа, дерзновенно восстававший и на демонов, которые боялись его, силою Христовою огражденного, а теперь боятся и трепещут перед одной его грубою власяницею и тяжелыми веригами, хранящимися у гроба Преподобного в его обители. Его икона и совершает путь свой теперь по Петропавловскому уезду.
В одном поселке крестьянин, очевидно наслушавшийся сектантских ругательств над нашей святой верой, долго бранил свою жену за то, что она потратила несколько копеек на молебен перед иконой Преподобного. Не стерпел этого Угодник и, чтобы вразумить ругателя, да и других научить благоговеинству к делам Божиим, явил знамение: неожиданно странной болезнью заболел у ругателя ребенок. Пораженный сим крестьянин сразу принял это как вразумление себе и побежал, чтобы отслужить особенный молебен Преподобному. Но с иконой уже ушли далеко за поселок; он побежал туда и упросил остановиться и помолиться с ним, не пожалевши и денег за молебен. В другом поселке крестьянин никак не хотел принять к себе во двор икону Преподобного Варлаама и ругался над ним. Но за это жестоко и наказан был для вразумления себе и другим: неожиданно и тяжко заболел, что все и признали за суд Божий над кощунником. Так воистину Бог поругаем не бывает. Бог долго терпит надругательство человеческое над Своим делом, но иногда являет и поразительные знамения над ругателями, только такие, которые никто бы из нас не пожелал привлечь на себя. Ибо такие знамения грозные и являют гнев Божий на достойных того. Пусть поэтому все и всякий с осторожностью и опаством мыслят о вещах Божественных, часто для нас непонятных. Пусть остерегутся невоздержно высказывать свои сомнения на смущение и соблазн другим. Пусть в таких случаях, скрывая до времени в себе свое даже сомнение, лучше предают все в волю и силу Божию, которая все в свое время обнаружит и докажет.
А эта воля и сила Божия в настоящем деле пока такова. Конечно, можно сомневаться в самом обновлении вида иконы Владычицы. Можно заподозрить причастность искусной руки человеческой к этому делу. Хотя таковое сомнение крайне опасно, как ясно из сказанного; но допустим возможность даже того и обратимся к самой иконе, чтобы от нее выслушать и ответ на наши смущения о ней самой. Когда усмотрено было неожиданное и явственное обновление иконы во второй половине июля 1913 года, тогда решено было запечатлевать на фотографическом аппарате то, что обнаруживалось для глаза. И вот что получилось. Кроме того, что с различной степенью ясности открывались отдельные части иконы, причем одни более прояснялись, а другие наоборот: ясные прежде, становились темными и неясными, – кроме этого, усматриваются совершенно различные выражения в чертах лика Богоматери, причем этот лик, как у совершенно живого человека, в особенности глаза ясные, подвижные. Переводя на человеческий язык такие оттенки в выражении лика Богоматери на иконе, следует высказать следующее. На снимке от 5 августа 1913 года отпечатлелось такое выражение: Богородица как будто только что вышла из какого-то мрачного места на яркий свет, Ее поразивший и обрадовавший; радость и восторг отразились на Ее Лике; Она вся сияющая и ликующая и этот свой восторг на всех изливающая. На снимке 7 августа иное выражение, которое можно передать так: Владычица, выйдя на свет, осмотрелась кругом и увидела, что тут не только яркий и радующий свет, но есть и темные и грязные места, есть не только радости, но и горе и злоба человеческие. И вот, усмотревши это, Она омрачилась скорбью; улыбка еще сохраняется на лице, но уже сквозь слезы, и буквально две яркие слезы, как жемчужины чистые, блестят под обоими глазами Владычицы! Эго решительно, как у живого человека, – так это трогательно и поразительно! Снимок же 9 августа говорит так: Богородица потом огляделась кругом, видит, что в мире сем бывает хорошо, бываете и худо, есть добро, есть и зло, бывают скорби, но сменяются они радостями. Такова текучесть явлений мира сего. И над всею ею – Бог, все в Своей власти содержащий и незримо и непонятно для людей все направляющий по Своему мудрому Промышлению. И вот эта уравновешенность, мирное настроение от полной покорности Божественному благому Промышлению, – это и отразилось в лике Пречистой. Под левым глазом еще сохранилась малая слезка, но под правым ее уже нет. Лицо полно чудным успокаивающим благодушием.
Затем, из всяческой осторожности к удивительному обновлению Святыни, с осени она была изъята из открытого почитания и поставлена в темном и незаметном углу часовни над Святым Ключом. Под таким как бы запретом была она пять месяцев. За это время 10 марта сего 1914 года снимали ее. Снимок получился самый маленький. Но удивительно ясно отпечатлелись все самые мелкие черты лица Богоматери. Снимали еще 21 апреля сего 1914 года. Снимок получился как в тумане. Владычица покрыта светлым сиянием, из-под которого трудно разобрать прежние яркие очертания всего Ее вида. Настроение же исполнено прежнего мира, и слезок под глазами уже не видно, как не было видно и на первом снимке от 5 августа. Ланиты сияющие. Снимали и еще 9 сего июля утром, снимали несколько раз при мне и без меня, и на всех снимках получалось все, как в тумане, от того сияния, которое окружало все изображение Владычицы. Вместе с сим, изображения Святителя Николая и Преподобной Марии Египетской на боках иконы на всех снимках получаются то яснее, то мрачнее, или на одном снимке одни части ясны, на другом эти темны, но проясняются другие части. На одних снимках от лика Богоматери исходят светлые лучи сияния, как подлинный, а не красочный свет. На других снимках вместо этого такое же чудное сияние от лика Богомладенца или от обоих вместе, а на иных, и даже позднейших, нет вовсе таких сияний, но вся икона как бы в сиянии света. Все это с точностью отобразил фотографический прибор, который не сочиняет, но отражает то, что и видит в натуре. Видит он на лице живого человека радость, горе, сосредоточенность, рассеянность и прочее, -– это все и отражает на стекле и на бумаге, подделки быть не может. Так и в данном случае: что видело стекло прибора на иконе Богородицы, то отобразило и на бумаге, как живое и действительное. Это все в высшей степени поразительно и дивно, перед чем должны смолкнуть все сомневающиеся говоры и удержаться от своего ошибочного и изменчивого суждения и порицания, в благоговении преклоняясь перед неисповедимыми путями Божественного веления.
И стоит в благоговении перед этой дивной Святыней простой верующий народ, издалека с котомками на трудовом горбу приходящий на Святой Ключ. Стоит верующая душа, как перед живой Владычицей, и не наглядится на Нее. Народ в умилении так и говорит: «как живая смотрит на тебя Владычица; глазами так тебя и ласкает, ласкает, в душу к тебе так и смотрит, как мать родная, любящая свое родное детище; и не наглядишься на Нее, не оторвался бы от Ее взора, такого ласкового, милующего, доброго, материнского и теплого». И это совершенно верно. Это удивительная икона по самому своему письму: как живая смотрит с нее Владычица, глаза как будто даже двигаются и играют от своей живости и ясности поразительной. Есть основания утверждать, что писал эту икону в XVII столетии Тобольский Протодиакон Матвей Мартынов, славившийся искусным иконописцем в Новгороде, оттуда выписанный первым Тобольским архиепископом Киприаном, написавший много икон в Тобольске, и прежде всего в Тобольском Софийском Соборе. Очевидно, хорошей был жизни этот Протодиакон Матвей, если он сумел так чудно написать икону Владычицы, как живую.
Как живая являет Себя Владычица верующим благочестивцам от этой иконы теми многочисленными чудесами, которые у нее совершаются. Все эти чудеса, делаясь известными, тщательно проверяются и записываются, подтверждаемые подписками и испытавших их, и очевидцев их. В свое время все это будет отпечатано на общее достояние. Чудеса совершались и над живущими в Семипалатинске.
Многие издалека приходили в обитель по особым видениям и откровениям именно к этой обновившейся иконе Знамения Владычицы. Такова Ее милость ко всем с верою к Ней припадающим. С такой же верой в благоговении да стоит перед этой Святыней и всякий человек, скрывая в себе самом и возможное сомнение и недоумение, но не дерзая неосторожно и невоздержно высказывать свое сомнение на соблазн других, боясь – как бы не пострадать за свое легкомыслие и неосторожность к делу Божию. Не дерзай испытывать силы Божией, но в благоговении стой перед ней, непонятное же для тебя вверяя воле Божией, все своевременно приводящей в ясность и доказательство.
Вот что считаю нужным поведать всем ввиду тех разговоров, которые идут около обновляющейся иконы Знамения Владычицы в обители на Святом Ключе. Так я всегда мыслю о вещах Божественных; желаю, чтобы так мыслил и всякий из православных христиан, не вверяя себя своим недоумениям, но в смирении предавая все и недоуменное в волю Божию, а еще лучше – в смирении с верою и припадая к Святыне, являемой от Бога для нас немощных грешных людей. Аминь.