Действительность Воскресения
Согласование евангельских повествований о Воскресении (Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20–21) сопряжено с исключительными трудностями. Надо открыто признать, что сведение воедино четырех евангельских свидетельств о Воскресении представляет собою задачу неразрешимую. Тем не менее два положения не допускают сомнения. Первое: женщины, пришедшие к гробу в первый день недели, нашли его пустым. Второе: Господь повторно являлся женам-мироносицам и ученикам. Пустой гроб и явления Распятого говорят о Воскресении. Противясь этому выводу, рационалистическая наука всячески усиливалась объяснить эти факты естественными причинами. Мы не имеем нужды входить в обозрение всех выдвинутых ею гипотез. Достаточно привести некоторые, чтобы тотчас убедиться в их несостоятельности. Так, напр., эпоха Просвещения вернулась к старому иерусалимскому слуху о похищении тела Иисуса учениками (ср. Мф.28:11–15). Похитившие тело и были, согласно этому объяснению, распространителями молвы о Воскресении. Другие не решались ставить под сомнение добросовестность учеников. Как бы ни объяснялось исчезновение тела, ученики якобы стали жертвой галлюцинаций: увидев Иисуса в телесном облике, они прониклись верой в Его Воскресение и эту веру распространили среди других. Оба эти объяснения, отличающиеся наибольшим распространением в радикальных кругах, не считаются с тем значением, которое имело Воскресение в истории христианства. Вера в Воскресение привела к восстановлению общины, того ядра, из которого выросла Вселенская Церковь. Эта вера представляла собой, может быть, величайшую творческую силу в истории человечества. Для неё не было бы места, если бы Тело Распятого было украдено самими учениками. Но её невозможно построить и на болезненном и чисто субъективном опыте галлюцинаций. Воскресение Христово есть единственное объяснение и пустого гроба, и явлений Распятого.