Деян. как продолжение Лк.
Как вторая часть исторического труда Луки, Деян. представляют собой прямое продолжение третьего Евангелия. Тема Евангелия как временного преломления вечного есть осуществление Божественного плана в земном служении Иисуса Христа. По учению Евангелия, в деле спасения большое место принадлежит Святому Духу, но ожидание Духа, которым заканчивается история евангельская, на страницах Евангелия осуществления не получает. О сошествии Святого Духа повествуется в Деян. Деян. начинаются (Деян.1:4–5, ср. Деян.1:8) с уточнения обетования Лк.24:49. Его исполнение в день Пятидесятницы (Деян.2) есть первое событие, о котором повествуется после восполнения Дванадесятерицы избранием Матфия на место отпадшего Иуды (Деян.1:15–26). Мы имели случай касаться повторных свидетельств Деян. (ср., напр., Деян.4:31, 10:44, 13:2–4, 15:28, 16:6, 7 и мн. др.) о присутствии Святого Духа среди верующих. По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Святом Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии. Деян. и должны быть понимаемы как прямое продолжение Лк.