Девятая неделя по Пятидесятнице. Об уповании на Господа при несении скорбей
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие о Господе братия и сестры! Сегодня нашему вниманию предложено чудесное и для нас весьма драгоценное повествование из Евангелия о чудесном хождении Господа по морю, о спасении Им погибающих в морских волнах Его учеников и апостола Петра. После чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, по сказанию евангелиста Матфея, тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними, и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы по дойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (Мф. 14, 22-34).
Дорогие братия и сестры, все, что мы здесь слышали, — все это в точности приложимо и к нам, погибающим и утопающим в волнах житейского моря. Земная жизнь наша, дорогие, имеет большое сходство с морем, поэтому она и называется в церковной песни житейским морем. Море во время тишины бывает спокойно, не бывает на нем волн, и поверхность его представляется гладкой и светлой. Но вот подул ветер, волны забушевали, и море взволновалось, готовое затопить не только малую лодку, но и большой корабль. Так и наша жизнь, когда не бывает в ней разных бедствий, несчастий, является тихой, спокойной и приятной. Но вот настали бедствия, несчастия, взбушевали страсти, явились искушения и соблазны, разыгрался грех — и жизнь потеряла спокойствие, ровность, вышла из своей обычной колеи и готова погубить неопытного, нетвердого в христианских правилах жизни человека. Таким образом, нынешнее Евангелие учит нас о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус Христос молился нередко, как Человек, в уединении. В уединении человек может вполне предаться молитве, потому что ему тогда ничто и никто не препятствует, тогда как среди людей предаться вполне молитве невозможно. Предаться уединенной молитве среди суеты людской доступно только опытным, научившимся на всяком месте и везде беседовать с Богом.
Положение, постигшее святых апостолов, может случиться и с нами. И мы в своей жизни испытываем много страшных бед и скорбей, и представляется тогда нашему смущенному сердцу, что Господь Бог оставил и забыл нас, что мы погибаем совершенно, что нет нам ниоткуда помощи и спасения. Но дерзайте, дорогие братия и сестры, в это страшное время и не бойтесь — и среди всех опасностей жизни останетесь целы и невредимы, только уповайте на Господа, а не на сыны человеческия (Пс. 143, 3). Ни на одну минуту не забывайте этого божественного чуда, которое вы слышали сегодня из Евангелия. Пусть это проявление божественной любви нашего Спасителя постоянно служит нам ободрением и поддержкой в нашем плавании по житейскому морю.
Если посмотреть на земную жизнь человека, то она с самых юных лет до последнего вздоха полна скорбей и всяких превратностей. Жизнь человеческая как внешняя, так и внутренняя в особенности, не может находиться в одинаковом постоянно положении и состоянии. В жизни происходит постоянная смена явлений. Во внешней жизни человека очень часто одно положение сменяется другим. То находится человек в положении довольства, спокойствия и счастия, то постигают его неудачи, беды и несчастия. Сегодня человек богат, завтра он беден; сегодня человек здоров и все здоровы, а завтра кто-нибудь заболел к смерти. Сегодня человек в почете и уважении, завтра он в бесчестии и унижении. И так вся жизнь человека полна превратностей. Много других скорбей постигает человека, их и не перечесть. И все эти скорби посылаются с благою целью. Как апостолам Господь попустил противный ветер для того, чтобы укрепить в них веру, мужество и неустрашимость в перенесении бедствий, так и мы должны веровать: десница Божия промыслительно попускает для нас эти бедствия, чтобы нас исправить. Господь попускает нам эти волны бурь для утверждения нас в добродетели, посылаемыми несчастиями смиряет нашу гордость и самолюбие, пресекает прихоти, не допускает до душевного расслабления, а самое главное — этим Господь уверяет нас, чтобы мы не на земле, а на небесах искали своего истинного блаженства. Посему любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28), поэтому и должны мы все, что от руки Божией посылается, терпеть с великодушием. Не скорбеть в скорбях нельзя, потому что мы люди, но надобно, чтоб и самая печаль была растворена благою надеждою, потому что мы не без Бога. Вечер водворится плач, и заутра радость (Пс. 29, 6). Сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5).
Но, кроме внешних потрясений, человек испытывает потрясения и внутренние. В жизни внутренней, душевной и в духовно-нравственном состоянии изменения еще чаще, чем в жизни внешней. Здесь бурь, волнений, готовых погубить человека, еще больше. Внутреннее настроение человека может меняться ежеминутно. Мысли, чувства, желания постоянно сменяются одни другими, и человек часто не может ни на чем остановиться. В душе человека являются часто мысли нелепые, чувства непотребные, желания грязные, и все это происходит помимо воли человека. Мучают его внутренние страсти и пристрастия и влекут ко греху, а отсюда и к погибели. И нередко эта борьба бывает тяжелая, и мы чувствуем в себе раздвоенность, борьбу духа с плотию. Дух устремляет наши желания к горней красоте и указывает нам дорогу к добродетелям, а плотские склонности низводят нас к земле и прельщают нас приятностью чувственных страстей, разрушают наши добрые желания и намерения. И, как говорит апостол Павел: «... по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего...» (Рим. 7, 22—23). Духом моим непорочное житие люблю, но что-то есть во мне тираническое, которое не допускает меня до исполнения моего желания. И, как говорит святой апостол Павел: «...желание добра есть во мне, но, чтобы исполнить его, не нахожу силы» (Рим. 7, 18). И восклицает он же: «Окаянный я человек! кто избавит меня о т сего тела смерти?» (Рим. 7, 24). Такое состояние не есть ли то потопление, в котором находились ученики Христовы?
Но, дорогие братия и сестры, достоин нашего внимания из нынешнего Евангелия тот факт, что когда апостол Петр просил у Господа позволения прийти к Нему по воде, и Господь позволил ему, и Петр вышел из лодки и пошел по воде, как по суше, и волны ему не препятствовали, и ноги его не погружались; но, видя сильный ветер, он испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня!» — Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! зачем ты усомнился?» Значит, если бы не усомнился и не испугался, то он свободно бы дошел до Господа, но маловерие лишило его благодатной силы, и, когда он воззвал о помощи, Господь поддержал его и не допустил погрузиться в глубину.
Поэтому, дорогие, не будем забывать этого никогда при несении всяких скорбей. Многие очень много скорбей испытывают, но как бы ни были тяжелы скорби, никогда унынию поддаваться не надо, не нужно думать, что жизнь безотрадна и никакого выхода нет. Твердо веруйте, что именно-то в несчастиях и близок к нам Господь, Сам испытавший много скорбей под тяжестью Своего креста. Господь разве не утешит нас в переживаниях? Он всем управляет, и каждого зрит, и всем за слезы блаженство дарит. Пусть порой вы будете несчастны, но надейтесь на Бога, и печаль ваша в радость будет. За мраком ночи всегда следует восход солнца, так и за бурею напастей наступит время отрадного мира и приятного спокойствия. Есть печали, но будут и радости. Не увидавши горького, не увидишь и сладкого.
Как же скора помощь Божия в трудные минуты жизни, видно из следующего рассказа. Один инок жил в опустевшем языческом капище. В одно время пришли к нему нечистые духи и сказали ему: «Выйди из нашего жилища». — «Вы не имеете места здесь», — отвечал старец-инок. Тогда нечистые духи начали повсюду разбрасывать пальмовые ветви, приготовленные старцем для плетения корзин, но старец-инок неутомимо их собирал. После этого враги человеческого рода, схватив его за одежду, повлекли его вон, но старец уперся за двери и возопил: «Иисусе, помоги мне!» И бесплотные злодеи тотчас разбежались. Заплакал инок. Но неведомый голос спросил его: «О чем ты плачешь?» — «О том, что враги — ненавистники веры и добродетели — дерзают издеваться над рабом Господним», — отвечал инок. «Ты сам виноват, — возразил небесный голос, — так как забыл Меня; сам видишь, что, когда призвал Меня, Я немедленно поспешил на помощь». Старец, ощутив присутствие силы Божией, повергся на землю.
Возблагодарим же, дорогие, Господа за Его божественную к нам любовь, за хранение и попечение о Своей Церкви, возблагодарим Господа, каждого из нас сохраняющего от потопления. И помолимся Ему от души с любовью: «Господи, Ты наш Творец, Спаситель и Искупитель! Ты тихое наше плавание, и чудотворный кормчий, и надежная пристань. Являйся всегда нам, когда бьют нас бури. Научи нас идти к Тебе с верою, не смущаясь от бурного течения этой жизни со всеми ее опасностями, и в нужные минуты протяни руку помощи, как протянул Ты руку утопавшему Петру. А если угодно Тебе послать мне искушения, то утверди и укрепи мои слабые силы в борьбе с ними, дабы мне не пасть под тяжестью их и не погибнуть для Царствия Твоего, уготованного для любящих Тебя от создания мира». Аминь.