Детство Иисуса Христа
О жизни Господа после Рождества и до Его выступления на общественное служение Евангелие хранит молчание. Единственное исключение составляет отрывок (Лк.2:40–52). В благочестивой иудейской семье Отрок возрастал под сенью закона. Одинаково показательны и паломничества в Иерусалим на праздники. Лука упоминает Пасху, и беседа Двенадцатилетнего с учителями закона в Храме. Его повседневная жизнь протекала в сыновнем повиновении (Лк.2:51). Ремесло Иосифа стало и Его ремеслом. Если, по (Мф.13:55), земляки Христовы называют Его сыном тектона: «Не плотников ли Он сын?», то в параллельном месте (Мк.6:3) тектоном называется Он Сам: «Не плотник ли Он?». Как и приемный отец Его, Иосиф, Господь по Своему ремеслу был строительных дел мастер.
Возрастание Иисуса протекало на глазах у Матери. После повествования о Благовещении и Рождестве Евангелие очень мало говорит о Пресвятой Деве. Неясность иных указаний (Мк.3:21, 3:31–35 и парал.) была использована протестантами, отвергающими почитание Богородицы. Но если братья Господни Его не понимали (Ин.7:5), то за братьями, когда они «пошли взять» Иисуса, находившегося, по их мнению, в состоянии исступления, Матерь могла последовать из любви и сострадания. Весь путь земного служения Христова был путь страдания. Страдание Сына было страданием и Матери. Голгофа была предельная точка страдания. Но слова Симеона (Лк.2:35) получили оправдание в своем пророческом значении и раньше. Тайна богоматерней любви открывается верующему в трепетном опыте личного благочестия. Мы познаем Матерь, утешающую нас в скорбях и направляющую нас по пути спасения. Но молчание священных писателей нарушается краткими замечаниями Луки, евангелиста Богородицы. Слова об Иисусе и слова Иисуса Матерь хранила, слагая в сердце Своем (Лк.2:19, 51). Возрастая на глазах у Матери, Господь приобщал и Ее к Своему служению.