Десятый день. Св. священномуч. Тимофей, еп. Прусский

(О благословении Божием).

I. Св. священномучен. Тимофей, ныне ублажаемый, был епископом в Пруссе (в Вифинии); он деятельно распространял христианство; за это подвергся преследованию и, после истязаний в темнице, усечен мечем, в 362 году.

Один случай из жизни еп. Тимофея служит свидетельством того, что и в вещах церковных, употребляемых во имя Божие, «действует благодать Господня». Однажды, Тимофей нес «благословенные хлебы» одной знатной женщине, по имени Василисе, в приношение от братии. На пути между Пруссою и Термами (теплыя воды) он увидел страшного змея; тогда, положив освященные хлебы в полу одежды и сняв с них покров, он покрыл им змея. Возвращаясь от Василисы, которой он передал свят. хлебы, Тимофей нашел змея мертвым.

II. Из приведенного рассказа из жизни ныне прославляемого свят. священномученика Тимофея, жившего в IV веке, вы видите, братия, что обычай получать благословение Божие чрез благословение десницею пастырей церкви, или чрез вкушение, напр. благословенного хлеба, есть обычай весьма древний.

Этот обычай есть достохвальный и достоподражаемый.

а) Чрез благословение Божие, принятое с верою и благоговением, низводится помощь Божия на всякое дело благое и благоугодное.

У Бога попросишь благословения начать дело, а Он поможет тебе и все дело окончить. Обращением к Богу пред началом всякого дела – ты являешь живую веру в Бога, свою покорность святой Его воле, и надежду на попечительную Его любовь. А за веру, покорность и любовь к Богу христианин получит от Него то, чего не ожидал, и чего просить не посмел бы у Него; только желаемое не противно было бы святой воле Божией.

б) Да и безрассудно без Божия благословения начинать дело, хотя бы и легко его можно было исполнить, хотя бы оно и не важно было. Мы во всем зависим от Бога, и Он есть истинный Обладатель и верховный Распорядитель всего мира, всякого человека, всех начинаний, трудов, дел наших. Когда слуга, не спросясь с своим господином, начинает хозяйничать в его доме: кто не назовет его безрассудным? Тем более не согласно с здравым разумом поступает тот, кто в мире – в этом великом доме Божием – хочет делать что-нибудь, не испросив соизволения и благословения верховного Распорядителя и всевидящего Владыки вселенной!

в) Хорошо еще и потому при начале всякого дела испрашивать Божия благословения, что узнаешь достоинство самого дела, – узнаешь, стоит ли дело того, чтобы его начинать. Обращаясь к Богу за благословением, при начатии недоброго дела, – ты тотчас почувствуешь обличение в своей совести. И страшно тебе будет сказать: «Господи, благослови», когда сам увидишь, что к твоему делу примешался грех. На всякое худое, греховное дело не может быть Божия благословения. Ты оставишь свое нечистое намерение, если совесть, просвещенная молитвою, укажет тебе в нем что-нибудь греховное, или – попросишь благословения Божия очистить свое дело от примеси греха и исполнить его с чистотою ума и сердца, с прямотою и честностию, к истинному благу твоему и благу ближняго твоего.

Так спасительно начинать всякое дело с благословением Божиим! Не даром же благочестивые предки наши ни одного дела не начинали без благословения Божия. И не даром также всегда в церкви все начинается с благословения Божия.

III. Помните и храните, братия, этот обычай прекрасный и истинно христианский. Начинайте всякое дело с благословения Божия. Пред началом всякого дела, даже маловажнаго, сотворив крестное знамение, говорите: Господи, благослови! А пред всяким более важным делом прибегайте к молитвам церковным; пусть священник вместе с вами помолится Богу, прочитает на известные случаи положенные церковные молитвы, и именем Господним благословит вас и ваше доброе начинание. И тогда, будьте уверены, всякое благое дело, при помощи Божией, будет спориться в руках ваших, и будет успех во всем. Аминь.

                                                                                                                                                                                                              16 июня 1896 г.



Наверх