День памяти Алексия, человека Божия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Этот святой жил в древнем Риме в V веке. Он был сыном очень богатых родителей – сенаторов, одних из руководителей государства. Родители женили его против воли. В ночь после свадьбы он бросил свою жену, переоделся в нищенскую одежду и ушел в Эдессу (ныне Турция). Там он долго жил при храме, как живут нищие – подаянием, и при этом он молился Богу, чтобы достичь высот святости. Однажды от иконы Богородицы он услышал голос, который повелевал ему вернуться к родителям. Он вернулся к родителям также оставаясь в нищенской одежде и они его не узнали и поселили рядом с домом, в какой-то конуре. Он жил у них прямо под лестницей, и очень часто слуги оскорбляли его.

А он оставался неузнанным, живя на глазах своих родителей и жены до самой своей смерти. И вот однажды, его отец сенатор, был на литургии в Ватикане в храме апостола Петра, над могилой апостола. Литургию совершал папа, и вдруг от могилы святого Петра он услышал голос, призывающий идти к сенатору Гуглию, у которого там сейчас отходит ко Господу человек Божий. Чувствуя приближение своей кончины, Алексий, человек Божий написал свое жизнеописание и вложил его в святое Евангелие, которое было у него единственной вещью, которую он взял с собой от своих родителей.  Когда сенатор побежал домой, то он увидел святое Евангелие, которое он сам когда-то подарил, прочитал текст и увидел, что в их доме жил их собственный сын, неузнанный, который таким образом подвизался, чтобы преодолеть все родственные чувства, для того, чтобы найти небесную Родину.

В этот день, Церковь, рассказом об Алексие, Божьем человеке показывает, что есть вещи, которые важнее, чем чтобы то ни было на земле. Что Царство Божие, любовь Божия важнее всего. Слишком часто мы повторяем, что Церковь существует для поддержки семейных ценностей, общественных ценностей. В этих словах много правды. Семейные ценности и общество существует благодаря тем заповедям, которые хранит Церковь Божия.

 Но Церковь не сводится только к хранению общественных ценностей. И об этом сегодня нам напоминает Алексей, человек Божий. А сводится, куда к большему, она сводится к невидимому городу, городу Бога. Задача Церкви возвести людей выше всех Небес, возвести их в Небесное Царство. Вот Алексий, человек Божий своим удивительным, непонятным, немыслимым подвигом показывает, что Родина – это Церковь, и ради Отца Небесного, ради бесконечной любви Бога, должны жертвовать всем, что есть у человека. Самым кровным, самым близким, самым глубоким, что есть у человека можно пожертвовать ради величайшей любви, которой Бог возлюбил нас и которую мы должны Ему воздать.

Удивительный подвиг. Пусть он нас вдохновит, как вдохновлял он наших предков, недаром, Алексий, человек Божий считался одним из любимых в России. У нас было множество русских стихов об Алексие, человеке Божием. Этот образ поразил русского человека, и греков, римлян, потому что он показал, что есть более сильная любовь, чем, чтобы ни было на Земле. Свидетелем этой любви является Алексий, человек Божий. Мы должны к этому же стремиться. Чтоб Господь нас вывел из этого мира и ввел в Свое Царство. Чтобы мы не думали слишком много о земле, а должны помнить, что все земное – прах и тленно, а истинная жизнь там, где живет Бог.

В Евангелии я обратил бы внимание на такой интересный момент, богатый юноша приходит ко Христу и спрашивает, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь же ему говорит, что ты называешь никто не благ, как только один Бог. И дальше Господь говорит, «если ты хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди» (Мф. 19:17). Он не сказал в вечную жизнь, таким образом Господь показал, что наша обычная жизнь, жизнью-то не является. Настоящая жизнь начинается там, где кончается смерть. За порогом смерти, за порогом Воскресения, там начинается жизнь. А наша жизнь, это лишь эхо и отблеск той самой настоящей и подлинной жизни, условием попадания в которую является сохранение заповедей Божиих.

Почему Господь так точно говорит? У Господа нет ничего ни лишнего, ни недостаточного. Слово Господа кристально ясно, как алмаз, которое точно показывает эту реальность. И Алексий, человек Божий это показал. Жизнь – там, где Бог. Все, что есть здесь, это тени и отблески, как Соловьев хорошо сказал: «милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами»? Это ощущение, которое было всегда с христианами и которое часто христиане теряли, слишком легко привязаться к видимому. Оно должно все время напоминать: все видимое временно, а невидимое – вечно. Все видимое исчезнет, а невидимое, станет видимым.

Более того, всякий кто увидит истинное невидимое, поймет, что видимое нашими очами есть нечто призрачное и не реальное по сравнению с этой жесткой, четкой абсолютной реальностью. То, что мир этот распадается, каждый из нас может постом чувствовать. Долго не поешь и в глазах все расплывается. На самом деле бывает другой способ прорыва сквозь невидимое. Когда Захарию ангел Божий коснулся, он пробудил его, как пробуждают человека от сна. Наш мир неоднородный, есть разные пласты реальности. Есть совсем призрачная реальность, это ад, есть более реальная реальность, это то, что нас окружает. Есть еще большая реальность, это Рай. Есть беспредельная предельная реальность, реальность самого Бога, по сравнению с которой всё лишь отзвук и тень. Поэтому будем стремиться к миру невидимому, чтобы Божия любовь охватила нас, как она охватила святого Алексия!

Наверх