Дата написания Откр.
Тот вывод, к которому мы пришли, не даёт нам этого права. Но на вопрос о времени составления Откр. даже древние писатели отвечали по–разному. В настоящее время подавляющее большинство исследователей различных направлений приурочивают составление Откр. к концу правления Домициана, когда Иоанн был в ссылке на Патмосе (около 95 г.). Эта датировка основана на свидетельстве Иринея (Евсевий, Ц. и. III, 18, 3), совпадающем с другими свидетельствами древних (Евсевий, Ц. и. III, 18, 1, 20, 9, 23, 1), которые относят ссылку Иоанна на Патмос к последним годам Домициана. О том, что откровение было дано ему на Патмосе, где он разделял как свидетель страдания своих братьев в Асии, говорит и сам Иоанн в Откр.1:9–11. Таким образом, свидетельство древних восполняет хронологической датой самосвидетельство книги. К этому надо добавить, что сведения Иринея, слушавшего в детстве Иоаннова ученика Поликарпа, представляют особый интерес: в древней Церкви Ириней был носителем Иоанновского предания. О составлении Откр. в эпоху Домициана говорят и отдельные намёки, рассеянные на протяжении книги. Кроме того, учёные отмечают особенности греческого языка Откр. Те неправильности, которыми он отличается и которые не имеют параллели на протяжении всей многовековой истории греческого языка, иногда объясняются условиями спешного составления Откр. в тяжелой ссылке, может быть связанной с каторжными работами.
В построении Откр. толкователи обычно различают две части, предуказанные повелением Откр.1:19. Ἃ εἰσίν («что есть») относится к обращениям к семи Церквам (гл. 2–3), а ἃ μέλλει γενέσθαι μετὰ ταῦτα («что будет после сего») – к пророчеству о будущих судьбах мира (гл. 4–22). Это разделение, вообще говоря, может быть принято. Но нельзя упускать из виду, что обе части Откр. тесно между собой связаны, и обетования побеждающему в обращениях к семи Церквам имеют тоже резко выраженный эсхатологический характер.