Дар Божий. Проповедь в церкви Ваганьковского кладбища г. Москвы. 1958г.
В начале своего слова я напоминаю вам, мои дорогие, две истины из Священного Писания: одну из Ветхого Завета, другую из Нового Завета. Премудрый Екклесиаст за тысячу лет до Рождества Христова сказал, что есть, пить, видеть “доброе во всяком труде своем”, иметь богатство и имущество, “наслаждаться от трудов своих — это дар Божий” (Еккл.3:13). Святой апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: “Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение” (Флп.1:21).
О, какой Божий дар — человеческая жизнь! Ведь мы, верующие, знаем, что нас послал в этот мир Господь; это Он воззвал нас из небытия в бытие. И сколько радости дает человеку жизнь: расцвет жизненных сил в золотом возрасте молодости, чувство бодрости, ощущение здоровья, мудрая смена труда и отдыха. Сколько удовольствия и наслаждения дает нам природа: то она замирает зимой, покрываясь снежным саваном, ласкающим наш взор, то вновь оживает под лучами весеннего солнца, когда тает снеговой покров, пробиваются молодые побеги, деревья покрываются первыми листочками. А в своем расцвете природа радует нас множеством красок, своими плодами, гладью озер, шелестом верхушек густых лесов, многоголосым пением птиц. Это все — источники наслаждений; но это внешняя сторона жизни человека.
А что можно сказать о внутреннем источнике жизненных радостей, какие мы имеем в своем духе? Исчислить их все нельзя в коротком слове. Но скажем хотя бы о воспоминаниях нашей юности и лет мужества, которые всегда услаждают наше сердце. Если мы потеряли родителей, мы вспоминаем об отце, который трудился с утра до вечера для нашего воспитания и возрастания; вспоминаем о своем матери, которая в дни болезни сидела около нашей постели, забывая, когда бывает день и когда ночь. А сколько мы имели друзей, товарищей по работе, добрых знакомых, общение с которыми доставляло нам много утешительного. Но что говорить только о прошедшем! А сейчас чувство дружбы, любви друг ко другу, естественной для каждого человека, разве это не источник радости, вдохновения и утешения?
Может быть, скажет кто-нибудь из вас: а как же болезни, скорби, испытания? Что же? разве дается награда без труда, без подвига? Наша жизнь — это подвиг. Апостол Павел называет нас воинами. Земной воин стоит на страже, дождь мочит его одежду, ветер рвет ее, а если это бывает зимой — стужа пронизывает его, но он не смеет сойти со своего поста, он — часовой. Так и мы должны переносить свои лишения и скорби с терпением и в самом терпении находить для себя силу и ободрение.
Но все это общечеловеческое. Кроме всех эти утешений и наслаждений, присущих всем людям, у нас, верующих людей, есть свои наслаждения, в неоценимо много раз дороже и драгоценнее всех человеческих радостей. О них и говорит апостол Павел: “Моя жизнь — Христос”. Жизнь со Христом, жизнь во Христе — это неисчерпаемый источник духовного богатства и самых возвышенных на земле переживаний. и эта вера дает нам, верующим людям, почувствовать всю силу истины, что наша жизнь — это дар Божий.
Вот подумайте: все мы — грешники, грехов у многих из нас столько, что душа как бы пригибается книзу от их тяжести. А когда заговорит совесть, когда проснется страх перед вечной погибелью, мы ищем себе утешение в раскаянии, мы исповедуем свои грехи, мы плачем о них, мы хотим слезами раскаяния выжечь их из своего сердца, нам хотелось бы, чтобы они не были совершены — эти грехи, пороки. И вот такое раскаяние приносит нам радость прощения грехов от Господа; и когда такой, очищаемый от грехов грешник подойдет к Святой Чаше и достойно причастится Святых Тайн, как легко, покойно бывает на душе, точно тяжкое бремя спадает с совести, омытой слезами и Божественной Кровью Христовой в Святых Тайнах!
А сколько святых переживаний дает верующему человеку молитва! Вы знаете, что наша молитва бывает трех родов: хвалебная, когда мы славим Бога, благодарственная, которой мы благодарим Бога за Его милость, и просительная. Самым кратким образцом хвалебной молитвы является та, которой мы начинаем наши утренние и вечерние молитвы: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. В просительных молитвах мы открываем перед Богом свои сердца со всеми их заботами, тревогами, нуждами, скорбями. За каждой Божественной службой много просительных молитв возносится от нашего лица к Господу, но еще больше исторгается их из сердца каждого из нас, потому что у каждого много своих личных скорбей и просьб, обращенных к Богу. И когда сердце изольет к Богу все свои нужды и воздыхания, как становится тепло в таком сердце! Оно верует, что Бог слышит эти молитвы, оно исполнено всецелой преданностью воле Божией, и без слов такое сердце говорит Господу: “Да будет воля Твоя”. После такой молитвы, если она идет из глубины верующего сердца, человек готов все принять от руки Божией, ибо он все сказал Богу, что его тяготило или заставляло скорбеть, и теперь он ждет: пусть откроется воля Божия во всем. А добрые дела, которые делаем мы во имя Христово, во имя любви Господа к нам и во имя Его заповеди “Любите друг друга”, когда мы навещаем больного, прощаем обидчика, помогаем нуждающимся, утешаем скорбящего, — сколько утешения дают нам они, нашему сердцу! Почему? Потому что, по слову Христову, то, что мы делаем одному из меньших братьев, мы делаем Ему Самому. А Он может ли оставить без Своего Божественного благословения каждое истинно христианское сердце?!
Сколько сил и вдохновенной бодрости дает нам, верующим людям, сознание того, что мы находимся в непрерывном общении с небесным миром! С нами всегда Небесная Матерь, святые угодники, к которым мы обращаемся с верой и молитвой. И мы знаем, что они не только на небе у престола Божия, но своим бессмертным духом они около нас в непрекращающемся общении с нами.
Что может быть драгоценнее всех этих радостей жизни во Христе и со Христом! О, какой воистину дар Божий — жизнь верующего человека!
Я продолжу мысль апостола Павла, который сказал: “Для меня жизнь Христос, а смерть — приобретение”.
Как смерть может быть приобретением? Люди, не имеющие веры, не смогут этого понять, для них смерть — это потеря всего, это переход в небытие. Но мы, верующие люди, знаем, что смерти нет, знаем, что смерть — это переход в вечную жизнь, переход от хорошего к лучшему, от менее совершенного — к более совершенному, от временного — к вечному. Апостол Павел говорит: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… тогда же лицом к лицу” (1Кор.13:12). Тех радостей, которые ожидают истинного христианина в вечной жизни, мы не только не переживаем на земле, но не можем себе их представить. Апостол Павел говорит: “Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор.2:9). И Сам Христос сказал Своим ученикам: “Я увижу вас… и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.16:22). Вот почему апостол Павел называет смерть приобретением. Смерть — это врата в вечную жизнь. Но не забудем никогда, что через эти врата идут две дороги: одна — к вечным радостям, другая — к вечной скорби. Апостол говорит: “что посеет человек, то и пожнет” (Гал.6:7).
Мы ежедневно просим себе в наших храмах у Господа кончины мирной, непостыдной, безболезненной и доброго ответа на страшном судилище Христовом. Но мы не только должны просить об этом, но должны всю жизнь себя готовить к этому доброму ответу, к этим вечным радостям. Жизнь — это труд, и мы должны трудиться над тем, чтобы очищать себя, убелять души от всяких скверн и пороков. Мы должны искупать свои многочисленные греховные падения добродетелями: гордые должны становиться смиренными, сластолюбцы — целомудренными и чистыми, озлобленные — кроткими, пьяницы — трезвыми, жестокие — милосердными.
Это — дорога исполнения заповедей Христовых, дорога к вечным радостям. Тогда и кончина наша будет такой же, к какой приготовил себя праведный Симеон с последними в этой жизни словами: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”.
Да будет так и с нами. Не обесчестим своими сквернами великого дара Божия — жизни!
Не проживем бесплодными смоковницами для Царства Небесного, но будем подобны деревьям, покрытым плодами добрых дел, молитв и покаяния, и да даст и нам с вами Господь Иисус Христос мирную кончину и добрый ответ на Его суде в вечной жизни.