Проповеди на праздники:


Дар благодати как основание христианской нравственности

Нравственное поведение христианина основано на том даре благодати, к которому мы имеем доступ по вере (Рим.5:2 а). Сущность этого благодатного дара ап. Павел выражает в форме троякой хвалы (ср. Рим.5:2 б, Рим.5:3–5 и сл., Рим.5:11 и сл.). В своё время было указано, что в богословской терминологии ап. Павла понятие хвалы предполагает обладание некоей положительной ценностью. Всякая положительная ценность есть ценность в Боге. Облекая учение о благодати в форму троякой хвалы, Павел хочет показать, что дар благодати, исходящий свыше, делает верующего обладателем положительной ценности. Эта ценность есть, прежде всего, надежда на славу Божию (Рим.5:2 б). Понятие славы возвращает нас к Рим.3:23: надежда должна получить исполнение в жизни будущего века.

Вторая хвала есть хвала скорбями (Рим.5:3–5). Для ап. Павла в скорбях заключена положительная ценность потому, что скорби, воспитывая терпение и опытность, тоже приводят к надежде. Тем самым вторая хвала совпадает с первой хвалой. Мы не имеем основания понимать надежду Рим.5:5 иначе, как надежду славы Рим.5:2. Но в Рим.5:5 надежда утверждается на любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». О действовании Духа Святого ап. Павел писал и в Гал., а о залоге Духа – в 2Кор. Перфектная форма ἐκκέχυται (по–русски: «излилась») говорит о неотъемлемом даре. В Рим.5 Павел видит доказательство любви Божией в искупительной смерти Христовой (Рим.5:6–10). Но если спасительным средством (ср. предлог διά в Рим.5:10) была смерть Сына Божия, то полноту спасения апостол ожидает от нашей жизни со Христом. Предлог ἐν («в») в обороте ἐν τῇ ζωῇ αὐτοῦ (Рим.5:10, русский перевод: «жизнью Его») выражает мистическую реальность: участие верующего в жизни Прославленного Господа. Но апостол не только исповедует в благодати непосредственную надежду, в которой его укрепляют и скорби, выпадающие на его долю. Он хвалится Самим «Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:11). Эта третья хвала есть свидетельство неразрывной связи, которая соединяет его с Богом, по силе искупительного подвига Христова.


Проповеди на праздники:

Наверх