Cлово в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 2009 г.
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Димитрий! Дорогие владыки, братья и сестры!
Я радуюсь возможности в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы совершить вместе с вами всенощное бдение в храме, который посвящен этому святому дню. Рад видеть многочисленный и дружный приход, большое число людей в храме, особенно детей и молодежи. Во всем этом видна активная пастырская работа, что очень важно в современных условиях для изменения состояния нашего общества, поскольку именно через храмы Божии, через приходские учреждения слово Божие должно преломляться в реальной жизни людей. Храмы и приходы должны быть проводниками Божественной истины, христианского учения и, конечно, жизнь прихожан должна быть примером для других. Мы празднуем ныне храмовый, престольный праздник, и потому сам этот день является поводом подумать о значении храма Божия. Случается слышать такие слова: «Я человек верующий, но в храм не хожу». Подобные случаи нередки: одни не ходят в храм, потому что далеко ехать, другим тяжело утром вставать, третьим трудно стоять на богослужении — причины приводятся разные. Есть также люди, которые принципиально не считают важной молитву в храме, а полагают, что вполне достаточно помолиться дома. Это глубокое заблуждение — молитва в храме отличается от молитвы индивидуальной. Человек — за исключением особых праведников, аскетов, подвижников духа, — не может молиться долго, ибо нет более тяжелого труда, чем молитва. Хорошо известно, что некоторые молодые послушники в монастырях говорят: «На любую работу готов идти, но не могу долго молиться». Это происходит потому, что молитва есть очень концентрированное состояние духа, когда мысль соединяется с сердечным чувством. Человек есть существо слабое, а чтобы развить эту духовную энергию, требуется очень большое сосредоточение, необходима концентрация сил. Вот и получается иногда: стоим мы час или два на молитве и из всего этого времени молимся несколько мгновений или несколько минут. Если мы совершаем молитву дома в одиночестве, так и происходит: молимся некоторое время, а дальше ум отвлекается от молитвы, мы вольно или невольно начинаем думать о своих делах и проблемах. Когда же мы молимся в храме — вот так, как сегодня, стоя рядом с другими, чувствуя локоть друг друга, то происходит следующее: у одного на какое-то мгновение теряется концентрация в молитве, но в это время другой человек в храме молится, а когда у того ослабевают силы — третий, четвертый. И такого не бывает, чтобы в храме кто-то сильно не молился. В храме слагаются наши духовные усилия, наша энергия, и это воздыхание огромной силы устремляется ко Господу, и Бог слышит нашу молитву, приклоняет к нам Свою милость. Не случайно сказано в Евангелии: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Господь посреди нас, когда мы молимся, потому что совместная молитва сильнее молитвы индивидуальной — мы взаимно восполняем слабости друг друга, восполняем недостатки молитвы, которые, наверное, есть у каждого. И Господь слышит нас не как отдельно взятых людей, а как общину, соединенную благодатной силой молитвенного общения. Молитва в храме по силе своей несравнима ни с какой другой молитвой, вот почему Господь и призывает нас молиться вместе. Не случайно те, кто обрушили в XX веке гонения на веру Христову, стали закрывать храмы — не потому, что они представляли в то время для гонителей какую-то идеологическую альтернативу, не потому, что Церкви боялись как политической силы. За всем этим стоял враг рода человеческого, действовавший через гонителей, ибо знал он, что пока есть общая сильная молитва, не победить веру Христову. Мы знаем, какими светочами духовной жизни становились тогда на страдавшей Руси наши столь немногочисленные приходы. Даже немногие открытые храмы — порой один приходился на многие тысячи и даже миллионы человек — объединяя молящуюся общину, были средоточиями веры, молитвы, духовной жизни. И сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, стоит ли идти в церковь, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы к силе (Пс. 83:8). Дай Бог всем нам хранить эту способность совместной молитвы. Да дарует Господь нам и физические силы, чтобы несмотря на усталость, а иногда и на болезни, приходить в храмы Божии и вместе с другими объединяться в едином воздыхании ко Господу. В день Благовещения Пресвятой Богородицы — ваш храмовый праздник — я хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы всегда в этом храме было множество народа — и молодые люди, и люди среднего возраста, и пожилые, чтобы всегда была здесь горячо молящаяся община, которая подкрепляла бы своих членов и подавала бы духовную помощь многим другим, кто еще не открыл для себя дорогу к православному храму. Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Димитрий, и духовенство, которое совершает здесь служение, за вашу пастырскую работу, за труды. Благодарю за замечательный подарок, который будет напоминать о моем первом богослужении под этими святыми сводами Благовещенского храма. Пусть Божие благословение пребывает со всеми нами, и Покров Пречистой Царицы Небесной да сохраняет нас от всякого зла. Аминь.