Что нужно помнить православному духовенству пред выборами в IV Государственную Думу
Прежде всего следует откровенно сказать, что постепенно вкрадывающийся в нашу государственность парламентаризм с неизбежною партийностью и с общепризнанным решающим все дела большинством партийно и искусственно подобранных голосов – есть, несомненно, ложь. Ибо несомненно, что случайно выбранные от населения члены Государственной Думы, хотя бы они были и на подбор умные и сведущие люди, все-таки в большинстве своем представляют людей, вовсе не подготовленных к государственным делам и только лишь теперь встречающихся с ними во всей их важности и широте. В силу этого за пять лет своих членских полномочий большинство членов Государственной Думы только лишь начинают входить в некоторое понимание государственных дел, и это исключительно только при их внимательном и исправном участии в решении всех проходящих вопросов. На деле же, несомненно, весьма многие только числятся членами Государственной Думы, мало участвуя в ее деятельности, а многие часто и вовсе не бывая ни в комиссионных, ни в полных думских собраниях. Тем более понятно, что так называемое большинство голосов никогда не может ручаться за правильное и жизненное решение дела. Если бы решать все вопросы большинством голосов, то это было бы всегда глупо, ибо, несомненно, действительно умных людей меньше глупых, и этих глупых не переубедить никаким умникам. Кроме того пять лет полномочий кончающейся третьей Государственной Думы для всех с очевидностью показали, как случайно и иногда даже явно недобросовестно составляется большинство голосов при решении вопросов даже первостепенных. Таково наше всегдашнее убеждение. Должно же быть для пользы управления так, чтобы «совет Земли» доходил до Монарха, но решает и управляет всем отвечающий перед Богом, перед совестью и перед историей Монарх, имея в помощь себе верных Ему и избранных лиц правительства. Как это устроить – в данном случае не место о том говорить.
Вместе с тем, нужно сказать, что не дело духовенства и политикой заниматься. У пастырей Церкви есть несравненно более высокое послушание и служение церковному народу: это – христианизация народной жизни в самом широком размере. Пастыри должны своих чад сделать чадами Божиими, привести их в меру совершенного возраста о Христе Иисусе, а сей возраст – высокое и святое богоподобие для вечной жизни. Выше и святее этого пастырского дела ничего нет и не может быть на земле. Менять на что-либо это святое служение нельзя, не разуверившись в самом этом служении пастырском как соработничестве Христу Спасу. Поэтому, строго говоря, духовенству не место быть в Государственной Думе, как в учреждении чисто мирском и гражданском.
Однако при всем высказанном мы решаемся говорить о том, что как всегда, так и в данном случае по нужде и закона пременение бывает. И прежде всего, только что указанная христианизация народной жизни, как долг и служение пастырей Церкви, – она-то и дает основание и даже побуждает духовенство не только участвовать в выборах, но и входить в состав Государственной Думы, даже больше того – правильными путями домогаться, чтобы в Государственной Думе было возможно больше членов от духовенства или по крайней мере мирян, сочувствующих задачам Церкви. Если в жизни народов, как и в жизни нашего организма, неотделимы начала духа от начал тела и вообще внешних обнаружений жизни, то тем более это следует сказать о нашей русской народной и государственной жизни. В ней внешний быт и складывался под воздействием Церкви и православной веры и неминуемо ярко отражает в себе народные верования и упования, как культуру духа, придающую смысл и всей внешней культуре, без которой последняя непонятна исторически, теряет смысл и в действительности. Поэтому когда в Государственной Думе, особенно в Государственной Думе теперешнего коренного строительства дел государственных, – когда в такой Государственной Думе затрагиваются все основные вопросы народного быта и разных внутренних и внешних отношений Российского Государства, когда, в силу вышеуказанного, внешнее строительство Государства переплетается с церковною жизнью чад Церкви, входящих и в состав Государства, – духовенство не может стоять в стороне от такого законодательного взаимоотношения Церкви и Государства. Мало того: при существующем взаимообщении и, как принято говорить, союзе Церкви с Государством и финансовые, и правовые, и иные отношения Церкви к Государству естественно вызывают обсуждение их в Государственной Думе, состоящей не только из русских, но и из инородцев, не только из православных, но даже из иноверных и вовсе неверных.
В Государственной Думе решаются многие и церковные вопросы, решаются совсем не в пользу, а во вред Церкви, и к такому решению примыкают и чада Церкви, состоящие членами Государственной Думы, – примыкают часто по неведению, оставаясь без руководства и не слыша голоса своих пастырей. Не следует забывать, что от того или иного решения церковных, хотя бы чисто только финансовых, вопросов зависит правильное или неправильное отношение к Церкви многих православных. Тем более это нужно сказать о таком, например, вопросе, как признание права за церковною школой. Все это заставляет духовенство и в Государственной Думе быть при своих духовных чадах, чтобы им высказывать правильный взгляд на все решаемые вопросы, руководить их решением, таким путем проводить, сколько возможно, христианские начала в жизнь через те или иные мероприятия и законы. И разумеется, чем больше правовое или внешнее положение чад Церкви, как подданных в государстве, будет соответствовать началам жизни церковной, тем более и государство будет приближаться к высокому идеалу христианского государства, насколько это возможно, то есть к той теократии, какую представлял народ еврейский, когда он был верен Господу Богу.
Этого же участия духовенства в Государственной Думе желает и первый венценосный Сын Церкви – Благочестивый Государь, призывающий в Государственную Думу и духовенство. Верный заветам родной старины, когда духовенство являлось советником и пособником своих Государей в государственном строительстве, Царь желает, чтобы и теперь, при перестройке всего в стране, духовенство тоже высказало свой голос и подало совет, – мало того: чтобы оно явилось руководителем и мирян в этом деле – мирян, которые являются духовными чадами пастырей Церкви и за верность которых заветам Христа они дадут ответ, если не уберегут от влияния врагов Церкви. Поэтому и в старину пастыри Церкви на Руси, озабочиваясь о более соответствующем для церковного дела внешнем строе жизни в отечестве, являлись вместе с Князьями и Царями собирателями и строителями русской земли, вдохновителями на стояние за отечество, на борьбу с врагами. Не приходится и говорить подробно о таких стоя-телях за народ и отечество, а вместе и за веру православную, как святители Филипп, Гермоген и все прочие старатели от духовного чина в смутную пору.
Такое соотношение пастырей Церкви и Государей и сделало то, что и жизнь Церкви и государства на Руси была как жизнь души и тела в живом организме: Церковь являлась душою, а Государство телом, насколько это возможно осуществить в организме собирательном. Разумеется, это желательно и теперь осуществить, и это-то желание требует от духовенства деятельного участия в теперешнем государственном строительстве по призыву Государя.
Но, разумеется, не приходится считать это участие духовенства в государственном строительстве таким же священным делом, как и дело чисто пастырское. Нет, это настолько необходимо, насколько духовная жизнь неотделима от внешней и насколько внешняя жизнь проявляет начала жизни духовной, насколько и святые апостолы должны были для служения трапезам и вообще для упорядочения внешней жизни христиан по заветам Евангелия избрать и поставить диаконов в первенствующей Церкви Христовой.
Ввиду всего сказанного, духовенство не может и не вправе оставить своих пасомых без руководства и в Государственной Думе, чтобы не отдать их на возможное расхищение противоцерковными и противонародными политическими партиями. Для духовенства это – трудное послушание, но, по нуждам времени и для блага церковного народа, оно должно его взять и посильно исполнить.
Наконец, нельзя забывать духовенству и того, что в 4-ой Государственной Думе будут решаться и такие вопросы, как о приходе, об обеспечении духовенства определенным содержанием, о штатах духовной школы, о церковноприходской школе, о пенсионной кассе для учащих в церковной школе и т. п. вопросы, уже непосредственно касающиеся духовенства и его положения и деятельности в Государстве. Всякий согласится, что при возможно лучших условиях более плодотворною может быть и чисто пастырская деятельность духовенства, по крайней мере для лучших пастырей Церкви. И во всяком случае, ни одному церковному деятелю и истинному сыну Церкви не желательно, чтобы духовенство влачило жалкое существование, в то время как католические ксендзы и лютеранские пасторы получают прекрасное содержание от русского православного Государства; не желательно, чтобы и душа народная была в распоряжении изменчивых общественных течений, в лице земских и городских самоуправлений, посягающих на монополию в руководительстве народною школою и т. п. Само собой разумеется, что если думское большинство составится из элементов или равнодушных, или враждебных к Церкви, то при поддержке инородцев и инославных указанные вопросы, как и все Церкви Православной касающиеся дела, разрешатся совсем не в пользу Церкви. Одинаково понятно, что по тем же основаниям и другие вопросы при отсутствии духовенства могут разрешиться вовсе не в желательном для отечества направлении, как уже и разрешались.
Недостаточно одного только присутствия духовенства в Государственной Думе. В действующей Думе третьего созыва членов от духовенства состоит полсотни. Однако, к сожалению, эта весьма значительная цифра редко имела решающее значение в Государственной Думе. До пятнадцати членов польского коло, даже десяток членов мусульманской фракции часто имели весьма важное значение, смотря по тому, куда они склоняли свои голоса, – именно по той причине, что обе эти фракции действовали сплоченно, единодушно, строго преследуя свои ясно определенные для них цели. Своим склонением к той или иной группе членов Думы они и от этих последних получали обратную поддержку и в церковных делах. Голос же духовенства, представленного такою значительною численностью, терялся в общем голосовании, ибо духовенство в Государственной Думе было разрозненно и не являлось поставившим себе определенные цели. Это теперь, к концу своих полномочий, сознают и сами члены Государственной Думы от духовенства и сами же оставляют своим преемникам урок совершенно обратного порядка: быть объединенными, единодушными и стойкими.
А между тем какую силу могло бы представить из себя духовенство и численно и качественно на выборах и выборщиков и членов Думы и после в самой Думе. Численно по 1 и 2 избирательной курии духовенство могло бы провести весьма значительное количество своих выборщиков и членов Думы. Качественно – это великая нравственная сила при неутраченном доверии крестьянского и даже городского населения к духовенству. И из прочих сословий и групп духовенство при своей численности и при доверии народа могло бы своим влиянием провести желательных лиц, через них вместе с тем сохранивши и в самой Государственной Думе важное моральное влияние на членов Думы.
Учитывая все это, с несомненностию можно говорить, что при таком положении своем в Думе духовенство явилось бы весьма решающей силой и по количеству голосов депутатов от духовенства, и по влиянию на членов от мирян, имеющих доверие к духовенству, или же и в Думу прошедших под влиянием духовенства на выборщиков по местам. Все это, разумеется, будет в случае действительной сплоченности членов от духовенства, выработавших себе совершенно определенные требования по всем решаемым вопросам. Тогда, подавая значительное количество голосов за то или иное решение вопроса, духовенство явится силой внушительной и решающей, до способности влиять на все направление думской работы. Вместе с тем, подавая свои голоса за предложение той или иной партии в Думе, духовенство может обеспечить себе тем и нужные голоса этой партии тогда, когда будут решаться вопросы, касающиеся Церкви или духовенства. А такие вопросы, в решении которых духовенство согласно может подавать свои голоса, не отказываясь от своих определенных требований, найдутся во всякой из думских партий. При такой численности, сплоченности членов от духовенства и, разумеется, при уменье действовать предусмотрительно духовенство в Государственной Думе может составить настоящий решающий центр, как в немецком рейхстаге составляют решающий центр католики. На это особенно можно бы было надеяться, если бы и в 4-ю Государственную Думу прошли умудренные опытом члены от духовенства в 3-ей Государственной Думе, особенно имея во главе себя тех Преосвященных, которые справедливо снискали уважение и внимание к себе за время присутствования в Государственной Думе. Они были уже опытными кормчими членов от духовенства и всех доверяющих им членов из мирян.
После всего сказанного очевидно, что для сохранения и проявления своего влияния и на внешний распорядок жизни отечества, в большинстве состоящего из чад Церкви, духовенство должно быть в Государственной Думе, должно всячески повлиять, чтобы и в Думу вообще прошли желательные в церковном отношении члены и от мирян.
Что же духовенству для этого следует сделать теперь? Духовенству следует принять деятельное участие в предстоящих выборах, не уклоняться от них. Но чтобы это было возможно осмысленнее, духовенство в самое ближайшее время на благочиннических собраниях должно всесторонне обсудить важность предстоящих выборов в Думу, вырешить – кого следует намечать из своей среды в выборщики и кого следовало бы наметить в члены Думы. Где нет возможности почему-либо провести членов от духовенства, там следует наметить члена от мирян, желательного для Церкви и народа, да и вообще выяснять крестьянам желательное направление выборов и даже руководить ими на выборах! Там же, где необходимо войти в сношение с представителями разных партий, нужно условиться с ними о числе членов от них и от духовенства, чтобы обеспечить желательный исход выборов. Условившись о всем этом на местах, всеми мерами следует то и проводить как в уездных, так и в губернских выборных собраниях. Если сплоченно и единодушно духовенство пойдет на выборы, то можно ручаться за успех выборов для духовенства. За это ручается и численное преимущество и моральное влияние духовенства на большинство мирян, а вместе и общность большинства их интересов с интересами и заботами крестьян по сродству и смежности их жизни и быта. Только бы заблаговременно столковались члены от духовенства, да согласились бы о порядке производства выборов и о своих выборных, да сумели бы воспользоваться своими несомненными преимуществами в отношении выборов, – тогда можно ручаться, что духовенство на выборах представит такую численную и моральную силу, с которой должны будут серьезно считаться все партии. И тогда настойчивость, сплоченность и объединенность духовенства с его строго определенными требованиями, – все это, несомненно, обеспечит значительное число выборщиков и членов Государственной Думы от духовенства или под его влиянием и воздействием. В Государственной Думе же всем членам от духовенства следует непременно сплотиться и объединиться около тех епископов, которые пройдут в Думу, и вместе с ними составить строго определенную группу членов, которые знают, чего желать, и знают, как того домогаться среди всех думских партий. Кстати: если бы выборы были назначены в праздники, то священники могут передоверять свой голос хотя бы диаконам, но не уклоняться ни под каким предлогом от выборов. Итак, не следует медлить с указанным важным делом, теперь же должно организовать благочиннические предвыборные собрания, чтобы ко времени выборов все было уже готово, выяснено и условлено для успеха дела.