Проповеди на праздники:


Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе! Сегодня в чтенном Евангелии мы слышали о главной и особенно спасительной для нас добродетели, которую принес Господь с неба на землю, это о любви к Богу и ближним.

Некий законник, искушая Иисуса Христа, спросил у Него:

-  Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Какую главную заповедь выполнять?

На это Господь ему сказал:

-  Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, и ближнего твоего возлюби, как самого себя. Вот так делай и ты спасешься.

Но законнику хотелось уяснить, кто же тот ближний, которого должно возлюбить, как самого себя. И он спрашивает Спасителя:

-  А кто же мой ближний?

Господь открывает ему об этом притчей о милосердном самарянине, то есть что нашим ближним является всякий, кто имеет нужду в нашей помощи. А как же окажем ему помощь? Вот видишь, этот самарянин, который увидел израненного человека, не прошел мимо него без внимания, как прочие предшествующие, а обратил на него внимание и оказал ему милость, необходимую помощь. И в заключение своего наставления Христос говорит этому законнику:

-  Иди и ты твори такожде.

В этих кратких словах Господь указал нам главную цель нашего христианского направления - творить дела милосердия.

Мы, христиане, часто думаем о спасении только своей души, а о спасении ближних наших не печемся, не заботимся, подобно неразумному левиту и священнику. А самарянин, как вы слышали в Евангелии, мало того, что оказал помощь этому несчастному израненному, а еще доставил его в гостиницу и поручил его гостинику, дал ему денег, чтобы тот позаботился о нем, поухаживал, пока больной поправится.

- А если этих денег тебе не хватит, то, когда я вернусь, тебе оплачу за все, - уезжая, сказал он гостинику.

Значит, истинная добродетель заключается не в том, чтобы оказать временную помощь, но нужно ее довести до конца. Вот это и называется милосердием. Милосердие - это такая добродетель, которая стучится прямо ко Господу, как бы самый близкий друг Его и дерзает приступать к самому Престолу Всевышняго.

Поревнуем и мы, возлюбленные, такому истинному милосердию.

В сегодняшний день празднуется святой апостол и евангелист Матфей. Это был великий грешник - мытарь, то есть сборщик податей. А вы знаете, какой страстью греховною бывают одержимы такие люди: надо взять, предположим, подать 5 рублей, а он берет в 3 раза больше и оправдывает это, конечно, фальшивым отчетом, а две части присваивает себе и, таким образом, обогащается на несчастии ближнего. Этот грешник Матфей в одно прекрасное время среди мытарей имел беседу, а Господь мимо проходит и говорит: Матфей, следуй за Мной.

Видите, какое милосердие у Господа! Он призывает грешника, Он не желает, чтобы эта душа погибла, и Матфей чувствует влечение - благодать Божию. Он оставляет все и идет за Господом. И что же делает этот Матфей? По благодати Божией он стал ревностно возвещать истину Христову. Он узнает, что есть такая страна, где живет дикий народ, дикое племя - самоеды, которые не просвещены христианской истиной, и воспылал ревностью пойти в эту страну, в это племя и внести туда Христову истину. Он знал, что он подвергается большой опасности, так как это племя - дикий народ, самоеды, но он не устрашился.

Любовь Христова истинна, ведет нас к самой главной цели, это - облегчить страдание ближнего. Прибыл он в эту страну, к самоедам, и приходит к князю дикого племени. Князь был суровый, но Матфей не устрашился; Господь помог ему, он сотворил много чудес, а так как у этого князя были неизлечимо больные жена и сын, то князь говорит:

-  Вот, если ты исцелишь мою жену и сына, я уверую тогда в Бога твоего.

Матфей призвал имя Господа Иисуса Христа и исцелил жену его и сына. Полюбил князь апостола Матфея, но злая сила делает все для того, чтобы все-таки погубить душу. И вот этот князь дикого племени воспылал ревностью к своим идолам и думает: «Что же я делаю, я посрамляю своих идолов, которым поклонялся. Нет, этого больше не будет! Нет, я должен во что бы то ни стало уничтожить этого Матфея!» Он приказал умертвить его самым жестоким образом. Положили апостола Матфея на землю, прибили его колышками, чтоб он не мог подняться, набросали на него хвороста, полили горючим веществом и подожгли. А апостол Матфей молится и просит:

-  Господи! Хотя я и умру, но Ты просвети это племя светом христианской веры! Для Тебя возможно, даже через этого самого князя, который сейчас меня мучит, привести их к познанию истины. Если Ты, Господи, коснешься своею благодатию этого жестокосердного дикого князя, то он из волка сделается овцой. А мне, Господи, дай силы и терпение все перенести.

А что же вы думаете? Пламя не коснулось апостола Матфея.

Воспылал князь еще большим гневом и приказал поставить 12 золотых идолов вокруг этого костра, увеличить костер и во что бы то ни стало умертвить апостола Матфея.

Выполняют это злое дело. Зажгли костер, поднялось сильное пламя, и это пламя устремилось на князя с такой силой, что князь устрашился и не знал, что делать. Но апостол Матфей молится и просит Господа:

-  Не умертви их, не наказывай их, а только благодатию своею коснись их, чтобы душа князя исцелилась и от заблуждения пришла к истине.

И что же? Этот самый князь вдруг почувствовал, что огонь ненависти и злобы удалился из сердца. Тогда он говорит:

-  Поистине я делаю нечестивое дело. Сейчас же прекратить это испытание для страдальца! Поспешите сейчас же освободить его!

Разбросали костер и смотрят: апостол Матфей тихо преставился ко Господу, получил мученический венец для вечной радости.

Заплакал жестокосердный князь племени самоедов и говорит:

- Что же наделал, что я сделал! Я истину променял на злобу, но да не будет во мне больше этого зла! Я отказываюсь от правления, от княжества и принимаю христианскую веру!

Со слезами он просил, чтобы его крестили. Принял он крещение, а через некоторое время рукоположили его во священника, а потом он даже епископом стал. После крещения он принял имя Матфея и продолжил христианское милосердие, стал проповедовать христианскую истину среди своего дикого народа.

И вот это племя эфиопов просветилось Христовым учением. Впоследствии наши христианские представители были в этой стране и видели, какое великое благочестие христианской веры установлено апостолом Матфеем среди этого дикого племени. Там сейчас много монастырей, много христиан, которые исповедуют христианскую веру.

Возлюбленные, назначение нашего христианского долга: не думать только о своем спасении, а проявлять милосердие к ближним, не только к христианам, но и к иноверцам, как это и сделал апостол Матфей.

Господь ждет от нас этой добродетели. Эта добродетель считается главной добродетелью - возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею мыслью и всею крепостию своею и ближнего как самого себя. Духовный поэт это выразил в таких словах:

Все лучшее стремись отдать другим,
За подвиг это вовсе не считая,
И ничего не называй своим,
Одни грехи своими почитая.     Аминь. 

Проповеди на праздники:

Наверх