Четырнадцатый день. Поучение 1-ое. Препод. Еллий монах

Четырнадцатый день. Поучение 1-ое. Препод. Еллий монах

(О средствах борьбы с искушениями.)

I. С ранней молодости возлюбил преподобный Еллий, память коего совершается ныне, строгую подвижническую жизнь. В отроческих летах он уже достиг такой святости, что удостоился чудодействующей благодати: брал, напр., горящие угли в одежду и, нисколько не вредя последней, приносил их к своему старцу наставнику. Вот этот-то Еллий однажды удалился в глухую пустыню для высших иноческих подвигов. Идет он, и ему вдруг запахло медом. «Вот с каким удовольствием поел бы я теперь меду», подсказывает ему страсть лакомства и чревоугодия. А тут вдруг в скале оказывается и мед. Что же преподобный? Он останавливается, раздумывает и наконец сам себя начинает укорять: «уйди от меня, прелестное вожделение; ибо написано в слове Божием: «духом ходите и похоти плотские не совершайте»«. И ушел из этого места преподобный, даже не прикоснувшись к найденному меду, – ушел в глубочайшую пустыню, чтобы алчбою еще больше смирить свою плоть. Чрез три недели после того, ходя по пустыне, он нашел на земле лежавшие прекрасные яблоки. Чувство сластолюбия опять пробудилось в преподобном. И теперь преподобный размышлением остановил это греховное чувство. «Не вкушу и не прикоснуся к этому плоду, сказал он сам себе; ибо написано: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»«. За такую строгую бдительность над собою в продолжение четырех недельного скитания по пустыне преподобный Еллий удостоился наконец такого утешения: во время его легкой дремоты явился ему ангел Божий и сказал: «иди туда-то, и там ты найдешь для себя пищу; ею ты нисколько не сумняся можешь воспользоваться во славу Божию и укрепишься». Еллий проснулся и в указанном месте действительно нашел источник ключевой воды и какие-то пахучия зелия, вокруг его растущия, очень вкусныя. Преподобный подкрепил себя указанною ему пищею и питием с таким духовным веселием, как он сам говорил, которого никак не мог передать братии, когда они об этом его спрашивали.

II. Мы видели, братия, что преподобный Еллий вышел победителем в борьбе с представившимися ему искушениями.

Какие же он употреблял «средства к побеждению греховных искушений»?

а) Первое средство, которое им было употреблено и оказалось действительным, было слово Божие. Это же оружие было употреблено и Господом нашим И. Христом во дни Его сорокадневного поста в пустыне во время искушения Его со стороны диавола. И действительно, слово Божие есть истина (Ин.17:17), жизнь, (Ин.6:68) и свет (Пс.118:105). Все священное писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления во праведности (2Тим.3:16); да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим.3:17).

б) Второе орудие, заповеданное Господом к побеждению греховных искушений (Мк.9:48) – воспоминание о смерти и вечных муках. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изведали мучений адских.

Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «душа моя желает смерти». Старец отвечал: «ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил старца: «отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы, и не ослабевал бы и тогда, когда б келлия твоя была полна червей, и ты стоял бы в них по шею».

Подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, без ужаса и не могли воспоминать своих видений, и в непрестаннных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с затворником наших отечественных киевских пещер, Афанасием. Он, после продолжительной болезни, скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался непогребенным в течение двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию. На третию ночь было божественное явление игумену, и он слышал таинственный голос: «человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным; а ты не заботишься о нем». Рано утром игумен с братиею пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать: «как ожил он? что видел и слышал в то время, как разлучался с телом?» На все вопросы он отвечал только словом: «спасайтесь!» Когда же братия неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, чрез день вкушая по немногу хлеба и воды, и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настал час его кончины, он повторил собравшимся братиям наставление о послушании и покаянии, и скончался с миром о Господе. (Из «Слова о смерти», еп. Игнатия Брянчанин., изд. 4, стр. 64–66.)

в) Наконец, когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, «Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси» (Пс.5:8). «А чтобы вам лучше понять это – представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовию отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (Иак.1:15) и друг.), потому что он убивает душу, потому что он делает рабами диавола – человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха». (См. кн.: «Моя жизнь во Христе», прот. Иоанна Сергиева. 1-е изд., стр. 5–6).

III. Итак слово Божие, страх адских мучений, опасение прогневать милосердого Господа да помогут нам оставаться победителями в борьбе с греховными искушениями. Аминь.

                                                                                                                                                                                                                 20 июля 1896 г.



Наверх