Четыре сердца

Четыре сердца

«Вышел сеятель сеять» – так начал Иисус Христос одну свою притчу. И ныне Он продолжает как Небесный Сеятель бросать слова Свои в человеческие сердца, повторяя навеки сказанное Свое учение миру. Что же он видит в нас при этом сеянии? Наши сердца, по учению Спасителя, представляют то проходную большую дорогу, то каменистую землю, то ниву, заросшую тернием, то плодоносную ниву, где семя Божественного слова приносит плод вечной жизни. Сердце есть дорога; когда мы, слушая евангельское учение, поддаемся всяким мыслям житейским и земным, то в такую душу прилетают птицы. Это бесы, целой стаей витающие в церкви для искушения нас, каким-то им одним ведомым образом действуют на наш ум, и мы при чтении Евангелия так охватываемся своими ничтожными думами, что, слыша, не слышим слова Божия и остаемся без плода. Нет внимания в нас и благоговения к Христову учению, за это и семя небесное похищается из наших душ.

Сердце является каменистой землей, когда мы принимаем слово Божие со вниманием, но не согреваемся им, не размышляем и не имеем решимости исполнить его. Как только появятся напасти или гонения за Христа, так и отступаем мы от слова евангельского, нарушаем его ради земных целей. Слышим, Христос учит нас, что нужны пост и молитва. Когда же в домах неверующие и маловерующие требуют, чтобы приготовлялись и вкушались всеми членами семьи недозволенные яства, тогда в верующих душах из малодушия возникает готовность потворствовать греху. Слышим призыв Христа бодрствовать молитвенно на всякое время, да сподобимся избежать напастей, пытаемся осуществить этот завет. Но едва раздаются насмешки над нами за это, едва коснется нашего духа обвинение в святошестве, отсталости, как готовы мы и отречься от дорогих сердцу заветов, лишь бы не восставала на нас людская злоба. Так и во многом другом мы изменяем вере, ложно стыдимся перед другими являть свои христианские мысли и чувства, и семя слова Божественного засыхает в нас от зноя гонения за веру.

Иногда сердце наше представляет почву, поросшую тернием. Падает сюда евангельское семя и принимается нами, но вот несем мы в дома это семя, а здесь встречают нас всякие заботы о себе, о родных: печали горькие из-за неверия и пьянства некоторых членов семьи, суетные мысли о приобретении нужного в жизни, иные сгорают всем сердцем в пламени похоти, сладострастия, нечистых мыслей. От этих-то, по выражению Спасителя, печалей богатства и сластей житейских, как от терния, глохнут добрые ростки евангельского учения в сердце, другие расчеты и желания занимают дно названных душ, и часто всю-то земную жизнь они не дают желанного плода исправления и добродетели. Ах! Не будем мы столь бесчувственными к слову Божию, да сделаются наши души доброй землей, где прорастает семя учения и дает плод, изменяя нас к лучшему.

Добрая земля есть такое сердце, в котором семя Божественного слова, во-первых, хранится, во-вторых, дает плод в терпении. Чтобы нам быть доброй землей, необходимо прежде всего с усилием запомнить слышанное в церкви или прочтенное дома евангельское повествование, много размышлять о нем; и если дома не с кем об учении Христовом поговорить, то полезно в среде знакомых поискать боголюбивого собеседника. С этой целью важны посещения друг друга и взаимный разговор. О чем мы говорим обычно вместо полезных бесед? Говорим, как живут наши знакомые, что едят, во что одеваются, какие грехи совершают и с кем встречаются; иные рассказывают что-нибудь вызывающее смех или просто бросают слова на ветер. По замечанию апостола, подобные злые беседы растлевают благие обычаи (см.: 1Кор.15:33). Что остается после упомянутой праздности и пустословия? Какая-то тягота душевная, тонкая тоска, печаль и уныние. Кто же полюбит, согласно учению Иисуса Христа, сохранять Его слово в сердце доброй беседой с ищущими спасения людьми, тот преисполнится святыми мыслями и чувствами, получит светлость ума, свежесть и покаянный строй чувствований и волей крепко склонится на сторону добра. Как у нас может цвести благочестие, когда святое мы слышим лишь в церкви, а дома омрачаемся одними пустыми, смрадными или гнилыми речами? Но и размышлять о слове Божием недостаточно, надо еще творить плод в терпении. Это значит, что для образования в душе добродетели не следует ни взирать на гонения ради Христа, ни отдавать сердце заботам, скорбным порывам плотской похоти. Нужно в терпении приносить плод для Царства Небесного. Например, преподобный Патров, который, услышав слово Божие о хранении от греха языка, ушел в пустыню и здесь несколько лет учился молчанию, нося во рту камень и отверзая уста лишь для славословия Богу. В терпении приносили плод Богу святые мученики, поборники веры, гонимые за истину, оскорбляемые, юродивые, постники и воздержники, смиренные молитвенники и весь несметный лик святых, ныне торжествующих на небе. И сегодня Господь открыл нам случай показать первый опыт приношения духовного плода. Не будем с этого времени ни одного Евангелия слушать в церкви без того, чтобы о нем не размышлять. Но пусть загораются наши души пламенным порывом исполнять слышанное в жизни, как Господь сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие Его». Аминь.

Наверх