Четвертая неделя Великого поста. Пассия. 1963 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«...Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия», — говорит святой апостол Павел (1 Кор. 1, 18).
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сейчас святое Евангелие раскрыло перед нашим мысленным взором потрясающую картину страшных страданий и смерти Богочеловека Христа Спасителя. Какое христианское сердце не содрогнется и не придет в умиление, слыша о таких мучительных страданиях Спасителя нашего! Тем более каждый должен тронуться своим сердцем от сознания, что каждый из нас, здесь стоящих, в какой-то степени повинен в голгофских страданиях Божественного Страдальца. Человечество вознесло на крест Христа Спасителя. Перед пришествием Спасителя род человеческий был во тьме и сени смертней (Пс. 106, 10). Погрязал в бездне греховной. Из этой бездны ничто не могло извлечь мир, кроме сошествия с неба Единородного Сына Божия, принесшего Себя в жертву за спасение мира. Мир перед пришествием Спасителя ниспал в самую глубину нечестия и беззаконий. Реки беззакония разливались по всей земле, гордость до небес поднимала свою голову, люди служили диаволу, забыв и оставив Творца своего. Чаша, растворенная грехами всего мира, потопила бы весь мир, если бы ее не восприял Господь. Пред Его всепровидящим взором постоянно представлялась ужасная чаша гнева Божия, неизбежное проклятие, отвержение и вечная погибель, готовые обрушиться на преступный род человеческий. Тридцать с лишним лет Он носил в Себе мысль, что Он должен тяжко пострадать за спасение мира.
Предопределенное время приближалось. И это время было временем скорбей и лишений Богочеловека. Но вот приблизилась ночь, та ночь, когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощание должен был Он здесь в это время испытать, чтобы окончательно решиться совершить то великое дело, которое Отец Ему дал исполнить! Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояния мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых. Это была ночь изнеможения сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его, ночь воплей и слезной коленопреклоненной молитвы пред Отцом Небесным. Эта священная ночь была страшною для самих небожителей, но всерадостной для падшего человечества и убийственной для князя тьмы и ада. Это была ночь воплей и изнеможения, увенчавшихся победою и торжеством духа над плотью и безусловною преданностью воле Отца Небесного, победою над ужасающими призраками голгофских мук. Кто измерит бездну скорбей, объявших тогда пресвятую душу Спасителя мира? Они превосходили всякое понятие человеческое. Видя около Себя учеников унылых и боязливых, Господь и Сам предался открыто снедавшей Его внутренней печали, Он начал скорбеть, тосковать, ужасаться, взывая: «Прискорбна есть душа Моя до смерти...» (Мф. 26, 38). При виде приближающейся смерти Он ужасается и «страждет, яко смертен». Его чистая и безгрешная человеческая природа особенно отвращалась всякого рода насилий и мучения, и особенно смерти.
Смерть Искупителя, имевшая источить жизнь и нетление, есть тайна таин Божиих. Она была не просто смертью, но и страшным закланием на крестном жертвеннике, закланием, совмещающим в себе все возможные ужасы и муки не только земные, но и подземные, и адские. Поэтому при воспоминании о них Спаситель содрогается и приходит в крайнее изнеможение. Еще Его пречистые руки не пригвождали ко кресту, но голгофские страдания Его уже начались в Гефсиманском саду: бысть пот Его яко капли крове каплющия на землю (Лк. 22, 44), и столь обильный, что орошал самую землю и увлажнил одежды Его. Среди этих мучительных внутренних борений Он оставался одиноким, потому что самые верные ученики Его, и те, скорбные, были отягчены сном и не было никого, с кем можно было бы разделить Ему тяжелые внутренние скорби. Ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох (Пс. 68, 21). Тогда из болезненной души Его послышался болезненный вопль Его: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26, 39). Ужас, тоска смертная, тяжкая скорбь, которые тогда испытывал Господь, усугублялись еще тем, что перед Его взором предстала мрачная картина страшных грехов человечества, принятых Им на Себя. То, что должен был претерпеть весь мир за грехи свои, вся эта тяжесть легла теперь на Него одного. Он ясно видел все преступления, все беззакония и нечестие людей от Адама и до скончания мира во всем их безобразии и гнусности; перед Его взором предстали та холодность, то равнодушие и нераскаянность многих людей, которыми они заплатят Ему за любовь Его. Он предчувствовал ожесточение сердец их, с которым они отвергнут и не оценят ту величайшую жертву, которая принесена Им во искупление за них. Провидел Он и тот страшный гнев Отца Небесного, который разразится на них, и это все более и более удручало Божественного Страдальца и прилагало горечь к горечи.
Но вот к душевным страданиям прибавляются страдания телесные. Один из учеников Его, Иуда, приходит в Гефсиманский сад и лобзанием предает своего Учителя воинам и слугам, которые, крепко связав Его,повлекли, яко агнца на заклание, к первосвященникам Анне и Каиафе, где Господу наносили бесчисленные поругания и оскорбления. Божественного Страдальца повлекли на Лобное место для распятия. Измученный, истерзанный и окровавленный, Он трижды падает на пути Своем от претории Пилатовой до места, называемого Голгофа, что значит Лобное место. И, наконец, безгрешный, Он пригвождается ко кресту, испытывая неописуемые страдания.
Во время Его крестного пути некоторые иерусалимские женщины, подвигнутые чувством сострадания к неописуемым мучениям и предлежащей смерти Искупителя мира, плакали о Нем, но Господь в ответ на их слезы произнес: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приближаются дни, когда скажут: блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы не питавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 28-31).
Возлюбленные братия и сестры, эти слова сказаны были Господом непосредственно народу иудейскому, но они имеют силу во все времена для каждого народа и непосредственно для каждого христианина.
Испытаем себя, не преобладают ли и над нами греховные наклонности и пожелания, нарушающие покой и мир души. Господь принес нам искупление, даровал нам Свою божественную благодать для врачевания наших пороков и греховных язв, но эта спасительная благодать действует при условии приложения нашего усердия, при условии исполнения заповедей Божиих. Как известно, основная заповедь, завещанная нам Спасителем, есть заповедь о любви, о которой Он так много говорил со Своими учениками накануне Своих предсмертных страданий. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34—33).
Посмотрим на свою жизнь, поступки и поведение свое в отношении к ближним и испытаем себя, облеклись ли мы в любовь христианскую друг ко другу. Если мы там сказали бранное оскорбительное слово против ближнего, в другом месте вознесли на ближнего клевету; сегодня — ссора, завтра — гнев, мщение и злопамятство; ныне — бессердечный смех над немощным человеком, завтра — жестокосердный отказ голодному в насущном куске хлеба, то будет ли такое наше поведение выражением любви к ближнему? Нет, эти поступки являются произвольными грехами, которыми мы вторично распинаем Господа.
Сегодняшнее трогательное евангельское чтение о страданиях Христовых прежде всего призывает нас облечься в смиренномудрие, кротость, долготерпение, благость, а наипаче облечься во всепрощающую любовь. Этим мы покажем свою любовь ко Господу, а Он в ответ на нашу любовь возлюбит и нас, и введет в вечное Свое царство добра, правды, мира и любви, и соделает нас наследниками вечного блаженства. Аминь.
11 (24) марта 1963 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.