Черты иудейского гносиса по Посланиям ап. Павла
По свидетельству Деян. (Деян.15:5), эти иудеохристиане принадлежали к фарисейскому толку. К этому же фарисейскому толку должны были принадлежать и те агитаторы, которые нарушили мир в Церквах Галатийских и в Коринфе. И они, по всей вероятности, формально не порывали с Церковью. По существу, они поступали вопреки соборному определению и были ещё дальше от выражения церковного сознания, чем те иудеохристиане, которые упоминаются в соборном послании. По мере отступления от Церкви, в среде непримиримого иудеохристианства стали обозначаться два течения. Наряду с иудеохристианами фарисейского толка возникает иудаистический гносис.
В иудаистическом гносисе элементы христианства входят в сложное соприкосновение с представлениями иудейскими, уже осложнёнными языческими влияниями. Первые проявления иудаистического гносиса мы наблюдаем, вероятно, в Риме, в том своеобразном вегетарианстве, которое сочеталось с исполнением отдельных предписаний закона Моисеева (ср. Рим.14:2, 6, 21). Более подробными сведениями мы располагаем об иудаистических гностиках в Колоссах. Как уже было сказано, они превратно учили о Христе, воздавая преувеличенное почитание ангелам, которых они связывали с небесными стихиями (Кол.2:8–10, ср. Кол.2:18–19). Но искажение чистоты веры, в котором сказывалось влияние языческих представлений, они связывали с исполнением отдельных предписаний закона Моисеева. Наряду с пищевыми ограничениями, ап. Павел упоминает соблюдение субботы и других – можно думать – иудейских священных сроков (Кол.2:16, ср. Кол.2:20–22). Из отдельных намёков напрашивается вывод, что колосские лжеучители рекомендовали своим последователям и обрезание (ср. Кол.2:11, 13). Те гностики, против которых ап. Павел предостерегал Тимофея и Тита, также, несомненно, принадлежали к иудаистическому толку. Они сочетали гностический (ср. 1Тим.6:20–21) аскетизм и гнушение плотью (ср. 1Тим.4:1–5) с особым вниманием к иудейскому закону (ср. Тит.1:10, 14, 3:9–11; 1Тим.1:6–9 и др.). Мы не знаем, каково было содержание их мифов (μῦθοι – в русском переводе «басни» – ср. еще 1Тим.1:4 и др.) и родословий (γενεαλογίαι). Мысль читателя невольно обращается к учению об эманации эонов, которое известно нам из больших гностических систем. Но нельзя не отметить, что ап. Павел называет эти «басни» «иудейскими баснями» (Тит.1:14). Три направления иудеохристианства наблюдались и в последующую эпоху. Остатки Иерусалимской Церкви доживали свой век после национальной катастрофы иудейства в Пелле за Иорданом. Из свидетельств древних писателей вытекает, что продолжали существовать и оба толка внецерковного, еретического иудеохристианства.