Проповеди на праздники:


Чему учит со Креста Распятый

В нашей обычной человеческой жизни мы, дорогие отцы, братья и сёстры, стараемся слушать советы и наставления других людей, особенно если эти люди нам дороги, близки, если мы их всей душой любим, искренне уважаем, почитаем. А с каким сосредоточенным вниманием мы впитываем их слова и запоминаем их действия в последние минуты их земного бытия! Предсмертные указания дорогих нашему сердцу людей глубоко запечатлеваются в нашей душе. Много – много раз мы с волнением вспоминаем их и каждый раз находим в них что-то новое, до конца нами неосмысленное или невыполненное, нужное нам, что-то нам полезное, к чему-то нас призывающее и даже обязывающее. А если так, то какую же несравненную ценность составляют для нас, верующих, последние слова нашего Господа и Спасителя, сказанные Им со креста?! Перенесемся же с вами мысленно на Голгофу и станем свидетелями последних минут жертвенного служения Христа Спасителя ради нас, ради нашего избавления от греха, проклятия и вечной смерти. Вот римские воины, свыкшиеся с жестокостью, привычными жестами приводят в исполнение приговор обезумевшей толпы – подымают на крест Божественного Учителя. Начинаются тяжкие страдания, льется Пречистая Кровь. И что же? – В эти мучительные минуты слышится молитва Страдальца, молитва любви и всепрощения: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Какое несвойственное распинаемым незлобие, какая высочайшая любовь! Помни христианин – последователь Христа – эту священную молитву, особенно помни тогда, когда человеческая клевета, осуждение, злоба коснется тебя или больно ударит тебя! Ты ученик Распятого на кресте, а верный ученик должен стремиться всё иметь, что имеет его Учитель. В то время как воины и начальники иудейские насмехались и ругались над Спасителем, благоразумный разбойник, преодолевая предсмертные муки, напрягает свои последние силы, поворачивает свою голову в сторону висящего рядом Иисуса Назарянина и с крепкой надеждой на Его милосердие молит о прощении, просит помянуть его в Небесном Царствии. «И рече ему Иисус, – рассказывает св. Евангелист, – аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43). В этом ответе Спасителя нельзя не видеть величия и всемогущества Владыки неба и земли. Так отвечать мог только Бог. Только Всемогущий Господь мог прямо со креста повести в рай, мог сделать страшного преступника первым наследником неба. Эти утешительные слова милующего и любящего Сердца стали на все времена для всех грешников Источником успокоения и облегчения. Своими грешными и недостойными устами человек в духовном трепете с верой и надеждой припадает к этому Источнику и пьет животворную воду Божественной любви. Но вот Спаситель видит стоящих у креста и глубоко страдающих своей душой Матерь и возлюбленного ученика. И Господь на время как бы забывает о Своей жгучей боли, чтобы облегчить горестное положение беспредельно верных Ему сердец. Что же Он делает? – Поручает заботы о Матери Своему возлюбленному ученику апостолу Иоанну Богослову. «Жено, се, сын Твой», – говорит Он Ей в утешение, а потом и ученику: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 26–27). В этом поручении Господа содержится заповедь и всем Его верным последователям свято блюсти и исполнять семейные обязанности: супругам хранить любовь и верность, родителям всей душой заботиться о детях, детям почитать и беречь родителей. Но почему же, спрашивается, подобное наставление дано со креста? Потому, что истинное, должное исполнение семейных обязанностей неотделимо от крестоношения. Конечно, можно возразить и сказать, что семья это мирный кров для жизни, для вдохновения к трудам и отдыха от них, лучшее место для дружеской беседы, колыбель для воспитания добрых детей и теплый уголок для немощной старости. Короче говоря, это приют счастья. Всё это верно. Но для того, чтобы семья стала таким приютом, нужно много, постоянно и терпеливо работать и смиряться. Вот молодые люди, исполненные искренней любви и самых добрых намерений, только что вступили в брак. Но вдруг они начинают замечать, что взгляды у них расходятся чуть ли не до противоположностей, что привычки и оценки вещей у них совсем разные. Я этого не ожидал, – говорит один; я ошибся в выборе, – говорит другой, – брак не удался, счастья не будет. Семья, не успеет создаться, ломается. Но вот здесь и требуется то, что мы можем назвать в какой-то мере крестоношением. Нужно, прежде всего, твердо усвоить ту истину, что два отдельных существа, воспитанных в двух разных семьях и при разных условиях, не могут сразу сойтись во всех своих взглядах и привычках. Единство не дается как что-то готовое и не приходит само собой. Оно достигается в результате многолетнего труда, труда разумного, сознательного, растворенного духом христианской любви и самоотвержения. Но Церковь Христова призывает вступающих в брак не только к развитию в себе чистого единодушия, а и к построению домашней церкви, к воспитанию детей в вере и благочестии. И здесь опять требуется не меньший труд, и терпение, и смирение, и молитва, короче – христианское крестоношение. Нельзя отделить от семьи и еще один образ несения креста – это исполнение обязанностей детей к родителям. Детям может казаться, что их родители своенравны, живут по старым порядкам, вмешиваются в жизнь молодых. Но и в таких случаях долг детей победить самолюбие, уважить седину, снизойти и понять немощь, которая могла явиться в результате горя, скорбей, болезней и других жизненных испытаний. К тому же надо всегда помнить, что даже так называемые плохие родители желают для своих детей, как правило, только хорошего. Поистине для христианина и в области семейных обязанностей действует евангельская заповедь: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11, 12). Дальнейшие слова Христа Спасителя вводят нас в глубину Его страданий, когда казалось, что Бог Отец отступил от Него, как принявшего грехи всего мира: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» (Мф.27, 46). Нет ничего страшнее, как быть оставленным Богом!... Но здесь, на Голгофе, Отец слышит вопль Сына и принимает принесенную Им умилостивительную жертву... Рушится преграда, отделившая землю от неба!... Нет больше такой бездны, из которой не вознеслась бы в сами селения Божий усердная молитва! Телесные мучения Богочеловека достигают высшей меры. «Жажду», – говорит Он (Ин. 19, 28). Спаситель не скрывает тяжести понесенного Им подвига, чтобы все люди уразумели, к чему привели их грехи и беззакония. Это слово Господа некоторые подвижники благочестия понимают еще и так: Спаситель жаждет спасения грешника, ждет, когда придет в себя, раскается и исправится. Господь наш Иисус Христос до конца исполнил Божественную Правду, принес умилостивительную Жертву, совершил всё, что надлежало для нашего спасения. И когда мрак смерти застилал Его пресветлые очи, со креста было сказано глубочайшее по своему содержанию слово, вселившее в человечество новую жизнь: «Совершишася» (Ин. 19. 30). Люди получили очищение, с них снята вина. Им преподано всё необходимое для веры и жизни, им дан величайший Образ исполнения всех добродетелей. Среди людей, на земле, устроено Царство Божие, Царство Неба. Носительницей этого Царства стала св. Церковь, в которой обещанный Дух Святой «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Воистину совершилось всё. А когда всё совершилось, Господь со словами: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» преклонил Свою Пречистую Главу и предал дух (Лк. 23, 46; Ин. 19, 30). Вот такие уроки посылает нам Спаситель со Своего Креста. Прими же их, христианин, своим умом и усвой их всем сердцем! Ты же, Господи Христе Спасителю, с того же спасительного Креста Сам пошли нам силы исполнить Твои заветы, дай нам благодатную помощь, укрепи нас и помяни нас в Твоем вечном Царстве!

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх