Чему нас учат события Рождества Христова

Чему нас учат события Рождества Христова

Возлюбленные братия, ныне Святая Церковь указывает нам, как и в каком порядке говорить нам о событиях Рождества Христова. Ныне поется песнь Романа Сладкопевца: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». Святая Церковь говорит сначала о чудной непорочной Деве, Которая рождает Сына по наитию Духа Святого, пребывая все время Девой. Далее говорится о том, что Господь родился в вертепе, что ангелы, которые участвуют в деле нашего спасения и часто помогают нам, славословят вместе с пастухами новорожденного Младенца и волхвы приносят Ему дары.

Поговорим о том, как и при каких обстоятельствах произошло Рождество Иисуса Христа. Господь дал нам разум, который как на крыльях может переносить нас куда угодно. Он возносится к престолу Божию и становится умом, зрящим Бога; он спускается в ад, где вспоминает о прошлых наших днях.

Перенесемся же теперь разумом нашим на пыльную дорогу, ведущую из Назарета в Вифлеем. Вот идет по ней согбенный седой старец – благочестивый Иосиф. Он ведет за собой осла, а рядом тихо идет Сама Пречистая Дева, которая, по закону материнского чревоношения, носила во чреве последние дни. Куда же они идут? Кесарь Август издал приказ переписать всех иудеев в их родных городах, и все иудеи массами потекли в родные земли. Но так как народу было чрезвычайно много, а Иосиф не имел ничего, кроме своих седин да чистого сердца, то им очень трудно было найти в городе приют на ночь. И, не найдя себе ночлега, они вышли за город, где было много пещер, в которые бедные пастухи загоняют скот свой во время ненастья и стужи и в жаркие и знойные дни. Они остановились в одной из таких пещер, а Пречистой Марии пришло время родить. Иосиф оставил Ее, и Она родила Господа безболезненно; по выражению святителя Дмитрия Ростовского, как спелый плод отпадает от дерева или как солнечный луч проходит сквозь стекло и не повреждает его, так родился Иисус Христос. Она родила, будучи Девой, и, как говорят святые отцы, «не повредила ключей девства». Она Сама спеленала Младенца и, падши, поклонилась Ему не только как Сыну Своему по плоти, но как единородному Сыну Божию, пришедшему искупить мир.

Чему же нас учит ныне рождение Спасителя? Христос был положен в ясли, а Он, Всемогущий, мог бы выбрать Себе дворец, мог бы родиться в роскоши. Но вместо этого Господь лежит в темной пещере на сухом сене. Он показывает нам образ кротости, терпения и смирения, и мы должны терпеливо нести свой крест, быть скромными перед людьми и не роптать на Бога. Далее мы видим, что Христос – это дивное Отроча, это спасение наше – был повит пеленами. И мы должны повить пеленами свою злую волю, прежде всего пеленами обуздания своего языка, который говорит много непотребного, пеленами страха Божия свои злые помыслы и страсти. Христос плакал, лежа в яслях, как обыкновенное дитя, как все дети. А наши сердца теперь совсем окаменели, мы часто не думаем о последствиях наших грехов и не внимаем горю ближних. Но мы должны плакать с сокрушением сердца о своих грехах и отзываться на горе окружающих людей. Мы должны поддерживать ближнего, разделять его горе и плакать о его скорбях, как о своих, как плакал Младенец Христос. Приходят на поклонение Христу бедные пастыри, эти грубые и суровые на вид, но чистые сердцем и душой люди. И у нас теперь знатные богатые и даже образованные люди очень о себе высоко мнят, горды и высокомерны, а люди, может быть, совсем необразованные имеют простоту и чистоту сердца. У них, быть может, некрасивые лица, но душа украшена добродетелью, сияет кротостью и добротой.

Возьмите молитву в храме сельском. В городском храме люди смотрят на внешность, они по гордости не могут уйти в молитву и остаются холодными как лед. В сельском же храме эти сыны природы, еще не испорченные высокомерием, молятся, как им подсказывает сердце, в простоте души, с непоколебимой верой. И мы должны искать этой простоты и, ища ее, не идти в знатные дома, где все искажено, а лучше в вертепы к беднякам, которые хоть и темны, но научат нас добродетелям христианским, потому что в душах бедняков горит огонь чистой детской веры, воспламеняющей сердца.

Потом мы увидим у яслей Христовых вола и осла. Эти животные своими бессмысленными глазами смотрят на Спасителя и, как бы чувствуя присутствие Божественной чистоты, согревают Его своим дыханием. А нас не только не любят животные, но и люди бегут от нас. Так мы испортились, так стали злы и лукавы. И чтобы примириться с людьми, мы должны загладить свое зло, должны раскаяться в своих грехах и очистить свои души от всякого зла, там засевшего.

Приходят к Христу волхвы и приносят Ему в дар золото, ливан и смирну. И мы должны принести Христу дары. Вместо золота пусть будет у нас внимательное чтение Священного Писания. Пусть каждый откроет Евангелие и внимательно прочитает событие нынешнее, описанное у евангелистов, и пусть откроет свою душу. Можно принести золото другое: если мы обласкаем и согреем бедняка в сей святой день, если утешим сироту, приведя его в дом свой, или же просто скажем приветливое слово человеку измученному и несчастному, то это будет золотом, которое мы принесем в дар родившемуся Христу.

Волхвы принесли Христу ливан, то есть ладан. Принесем и мы Ему этот дар. Ладаном будет у нас благодарение. Будем благодарить Господа за то, что Он терпел до сих пор таких грешников, как мы, и терпит сейчас; будем благодарить Его за все милости и за щедроты к нам, и это будет вторым даром Христу.

Наконец, волхвы принесли смирну – благовонное, но горькое вещество. И мы можем принести такой дар Господу. Многие ныне должны, несмотря на великий праздник, идти на службу, многие отягощены великими грехами. И пусть те, которым нужно, идут на службу с сокрушением сердца, с горечью в душе, пусть другие сокрушаются о своих грехах, и это будет лучшим даром новорожденному Спасителю. Будем же стараться приобретать скромность, будем связывать зло пеленами молчания и страха Божия, будем просты, добры и отзывчивы и, принеся в жертву Младенцу Спасителю сострадание, благодарение и сокрушение, получим благоволение родившегося Христа. Ему же слава вовеки. Аминь.

Наверх