Будь достоин Христа, христианин. (К неделе 15-й по Пятидесятнице, 1907 г.)
Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? (Мф. 22:42).
Евреи ожидали Христа. На Него они возлагали все свои упования, от Него надеялись получить спасение и счастье. Но, как мы знаем, они счастье понимали, как земное владычество, а Христа представляли царём еврейским, земным завоевателем. На поставленный вопрос Господа: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» законники и книжники еврейские быстро и уверенно ответили: «Давидов». Они знали и хранили букву Священного Писания, но духа его не разумели. То правда, что Иисус Христос, согласно предсказаниям пророков, должен был прийти и родиться от колена Иудова, из рода царя Давида. Это было предсказано милосердием Божиим, чтобы люди, в числе прочих признаков пришествия Спасителя, имели бы и этот, всем видимый и доступный, т. е. Его происхождение по плоти от такого рода, который, как царский и славный, всем решительно известен. Книжники же и законники, и большинство евреев обращали внимание только на то, что Христос будет из рода царского; они не могли оторваться от буквы. Наименование рода, из которого произойдёт Спаситель, царским давало им надежды, что Христос-Мессия будет царём-завоевателем и покорит евреям весь мир. И вот, Спаситель, получив ответ от книжников о том, что Христос есть Сын Давидов, из слов самого царя Давида показывает им, что Христос есть не только Сын Давидов по плоти, но Он есть Вечный Сын Божий, Господь и Бог, ибо Давид в псалме говорит: рече Господь Господеви Моему..., т. е. Бог Отец, Господь, говорит Сыну Своему, Господу: седи одесную Мене, т. е. Ты равен Мне, и Я положу, покорю всех врагов Твоих к ногам Твоим... (Пс. 109:1).
Нужно ли нас теперь спрашивать: «как вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» Мы, христиане, мы, верующие люди, мы, сыны Церкви православной, веруем и исповедуем, что Христос есть Сын Божий, Он есть наш Господь и Бог. Пусть враги Его, враги Церкви, еретики, сектанты, вольнодумцы говорят и учат, что Он есть только Учитель, или что Он неравен Отцу, или что Он – простой человек. Слова эти страшно и выговорить. Таковым упорным в заблуждении Церковь возлагает анафему, таковых Бог покорит к ногам Сына Своего, таковые постыдятся и устрашатся, когда Христос Господь придёт опять на землю во славе Своей судить живых и мёртвых. Для нас – непреложная истина нашего символа, в коем возглашается, что мы веруем во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного.
Однако, в чём же разница нашего исповедания от исповедания тех, которые признавали Христа только Сыном Давидовым или признают Его и ныне только Сыном Человеческим?
Разница, конечно, огромная, величайшая, несказанная; как небо от земли, как огонь от воды, как день от ночи, отличается ото лжи и суемудрия наше исповедание, наша вера. Бог – вечен, всесовершен, неизменяем, Бог есть Дух. А человек – существо временное, несовершенное, изменчивое, он есть плоть. Можем ли мы, признавая Христа Господом и Богом, делать жизнь свою недуховной, рассчитывать её только на время земного существования? В таком случае, к чему же тогда наша вера? К чему тогда признание Христа Сыном Божиим? Или Он нам нужен только для земли? Или после могилы мы прекратим своё существование? Или небесная жизнь для нас не существует? Но тогда ведь смерть будет нашим богом и владыкой; тогда земля будет нашим единственным местом обиталища; тогда, если не правы, то, по крайней мере, более чем мы, последовательны те, которые признавали Христа только Сыном Давидовым и на Него возлагали только земные надежды.
Спросите и скажете: к чему об этом речь и что она значит? Отвечаем: речь эта теперь очень и очень нужна, и напоминать о ней теперь очень, очень полезно. Что Христос есть Сын Божий, пусть это будет не на словах, а на деле. А ныне, какие учения раздаются и о какой жизни говорят различные учители, желающие быть руководителями народа? О жизни не духовной, не вечной, а о плотской, о временной, о земной, а не о небесной. Оттого и дела их – плотские, а не духовные, ибо не собирают от терновника винограда. Припоминается случай, описываемый в Евангелии. Некто обратился к Иисусу Христу с просьбой: «Учитель, повели брату моему разделить со мной имение». Может быть, дело здесь было справедливое, может быть, и просьба была невинная. Но Иисус Христос ответил: «Человек, кто меня поставил судьёй или раздельщиком между вами?» А затем из этого случая Господь вывел для Своих последователей нравоучение: «берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия имения его» (Лк.12:13–15).
И ныне раздаются такие же речи и такие же пожелания. Говорят много о земле, о разделе имуществ, об уравнении имущественных прав, о заработной плате, о законах и часах работы. И ныне многие желали бы, чтоб именно христианство все эти вопросы разрешало. Думают и говорят: ведь всё на земле надо поделить поровну, по справедливости, отчего же Христова вера об этом молчит?
Отчего, в самом деле? А оттого, отчего и Спаситель не стал разделять имений, ибо это дело временное, ибо никто не делал христианства судьёй в имущественных спорах. Но есть в христианстве вечное, единое на потребу, и если это вечное выполнишь, то и временное чрез это самое устроишь во благо. Вечное – дух, вечное – угождение Богу, вечное – исполнение воли Божией и заповедей Господних, вечное – спасение души. Когда ты исполнишь заповедь: «берегитесь любостяжания», когда ты будешь помнить, что «жизнь человека не зависит от изобилия имения его», – тогда и в делах временных, в разделении имений ты будешь и справедлив, и милостив, и уступчив, тогда не потребуешь, чтобы кто судил или разделял тебя.
А если Христа будешь признавать только Сыном Человеческим, если, по подобию древних евреев, ты будешь от Него, как от Сына Давидова, ожидать только устроения дел царства земного, – то и жизнь вечную утеряешь и земную не устроишь, а ещё больше расстроишь. Ибо для неё не будет руководства вечного, ибо, где люди, там и страсти, ибо, где одно земное, там одно греховное.
Христианин! Твой Христос есть Сын Божий. Он тебе указует и волю Божию, и жизнь по-Божьи. Твой Христос есть Превечный Бог. Ищи же вечного, а не временного. Будь достоин Христа твоего! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).