Братие и сестры о Господе, всенародно покаемся ныне перед Богом!
Пришел грозный суд Божий на нас. Наслал на нас Господь злых и страшно, нечеловечески вооруженных врагов. Лукаво уверив нас в искренней дружбе, а в действительности десятки лет готовившись воевать с нами, немцы вооружились всемерно, чтобы сокрушить нас вконец и сделать своими данниками и холопами. Теперь они своими вооруженными лавинами войск идут уже в пределах нашего дорогого Отечества. От их напора бегут миллионами мирные жители без оглядки, куда пришлось, побросав все на своих местах и даже все уничтожив огнем, чтобы не доставалось оно врагу. Только Один Господь знает и самое ближайшее будущее в этом грозном нашествии на нас немцев.
Но вместо того, чтобы этого Всесильного Господа признать в переживаемой страшной грозе и к Нему обратиться всенародным порывом, – у нас одни предаются обычной беспечности и веселости, очевидно еще далекою для себя находя переживаемую Отечеством беду; другие же упали духом, трясутся на ногах своих и полны уныния погибельного. Очевидно, нет веры в Промысел Божий, без которого и волос с головы нашей не спадет, – смирения перед Богом благоговейного.
Между тем Промысел Божий к свету и славе ведет Россию ниспосланным испытанием. Только бы мы познали это и обратились к Богу, как отцы наши в былые времена тяжких испытаний за грехи человеческие. Тогда смирялись русские люди перед Богом, в посте и покаянии молились Господу, в Его благое Промышление вверяя себя, – и видели чудные явления силы Божией в явной немощи человеческой перед страшною силою вражеской. Вся дивная судьба нашего Отечества полна явного величественного явления всесильного Божеского о нас Промышлеиия. И какую крепость и бодрость духа чувствовали тогда наши отцы, вседушевно и общим народным порывом устремляясь к Богу! Воистину тогда Бог и Царица Небесная были посреди нашего народа, Сами воеводствовали им, как древними богоизбранными евреями, Сами в ничто обращали все коварство и силу врагов. И выходила Россия обновленной, сильной и славной, очищенная в крови своих сынов, за веру живот свой положивших.
К этому же, о други, зовет и ныне нас Господь, поднявший уже Свой грозный меч над нами. Смиримся все до единого перед Богом, исповедуем Ему прегрешения, достойные казни от Него, всенародно признаем Всемогущего Бога над нами, будем всенародно умолять Его обратить праведный гнев Свой в милость. Люди Российские! Доколе нам на оба колена хромать? Если Бог есть истинный Бог, то и будем Ему единому служить, каясь в своих тяжких беззакониях. А если современный ваал славы, чести, распутства, самолюбия, роскоши, корыстолюбия и гордости есть истинный и единственный бог, то этому отвратительному идолу и служите вместе с теми богоборцами немцами, что попирают все святыни и все святое. Тогда и будьте друзьями немцев, чтобы вместе с ними явиться и теми зверями осатанелыми, какими они горделиво являют себя, нагло смеясь всему свету, возмущающемуся их бесстыдным зверством, как махровым цветком их безбожной гордой культуры.
Мы стоим перед грозным судом Божиим. Дальнейшее Божиим указанием в наших руках: признаем или не признаем мы этот суд Божий над собою. Посему ободритесь, малодушные, воспряньте, безверные, смиритесь и исправьтесь все, чтобы и Бог обратился к нам. Признайте все и всякий себя чадами Божиими, в отеческом попечении Отца Небесного пребывающими. Пусть это будет всенародное, торжественное, дерзновенное исповедание наше перед Богом.
Высшая церковная власть – Святейший Синод и зовет ныне всех верных чад святой Церкви к нарочитому трехдневному всенародному посту и молению начиная с 26 сего августа, когда Россия молитвенно воспоминает чудо божественного о нас промышления молитвами Пречистыя Богородицы, в 1395 году дивно избавившей Москву от нашествия татарского Тамерлана. С этого дня и подвизайтесь, возлюбленные, в посте, в молитве, в исповедании своих грехов и в причастии Святых Тайн. Все, кто сознает хоть малость, что он все-таки христианин, что и за него пострадал на Кресте Сын Божий, – все такие в эти дни 26, 27, 28 и нарочитого праздника 29 сего августа да наполняют храмы Божий, усердно притекая к престолу Вседержителя и смиряясь перед Ним.
Познаем же, возлюбленные, благую о нас волю Божию. Да не будет отстающего и ленящегося или смеющегося над таким призывом церковным. Горе нам всем тогда будет за это. Старшие и все в разных отношениях выше других стоящие, покажите младшим и низшим добрый и воодушевленный пример смирения перед Богом. Увлекайте друг друга, приводите детей своих, как древние Ниневитяне, – да увидит Господь наше припадание к Нему и умилостивится над нами. Да прекратятся в сии дни всякие увеселения. Да восчувствуют себя все хоть на этот короткий срок действительно христианами и чадами Божиими.
Чтобы дать возможность всем без ущерба для служебных, семейных и хозяйственных дел помолиться и причаститься в указанные дни, по всем городским церквам богослужение будет совершаться вечером с 5 часов, утром с 7 часов. Архиерейские литургии для причастников будут совершены с 7 часов утра в Петропавловском соборе 26 числа, в Феодосиевской церкви 27 числа, в Троицкой на Слудке 28 числа, а 29 числа в Иванов день в Кафедральном соборе с 9 часов утра будет совершена вселенская панихида по воинам, за нею литургия, а после оной соединенный крестный ход со Святынями из всех церквей проследует по улицам города.
Люди Божии, приидите же ко Господу Богу во смирении и сокрушении сердца. Да размягчит Господь сердца всех нас. Да послушает Царицу Небесную, молящуюся о нас, к Ней взывающих единодушно: «Не предай нас, Заступница, не предай нас в руки врагов».
Пермь. 16 августа 1915 года