Божие нам утешение в скорби – начало полной радости
Сказано во дни всенародного покаяния в русско-немецкую войну 28 сентября 1915 года
Среди переживаемой нами скорби тяжких военных событий воистину святая Церковь с ее священниками является нашей утешительницей и ободрительницей. Это она уже подряд три дня собирает нас на молитву и покаяние в совершенно необычное время для того. Это она как мать детей привлекает нас в свои теплые объятия и своей лаской ободряет нас в беде.
Но утешение наше от Церкви отнюдь не подобно утешению мирскому. Там обыкновенно утешают, успокаивают, можно сказать – убаюкивают мягкими словами, а беда остается неисцельной и сильной, ибо в полной силе остается и причина ее. Нет, здесь совершенно наоборот. В самом деле: смотрите, как за это время изменилась наша жизнь, наше поведение. Все или большинство притихли, присмирели, отстали от многих пристрастий и развлечений. Так тихо, скромно, серьезно стало у нас и среди обычной сутолоки житейской. Как бы по иному порядку налаживается наша жизнь. Почему же все это так? Потому что одумались перед Господом Богом по зову святой Церкви, начали прозревать духовными очами на всю свою жизнь.
Воистину, это великая нам радость от Бога среди скорби и печали. Так оправдывается над нами самими слово Священного Писания: печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а сего мира печаль смерть соделовает (2Кор. 7, 10). Кто же не порадуется всему этому доброму? Кто же назовет худым и вредным то, что действительно хорошо и добро? Кто же назовет худым и богомолие, и покаяние, и серьезность, и добрые нравы? Это добро. Но это уже начало милости от Бога к нам, и наказуемым Им только для нашего же добра, для нашего благополучия и спасения. Это уже начало и полного нашего возрождения, к которому и ведет нас Господь ниспосланными испытаниями, – и да будет сие до желанного конца.
Но и еще есть признаки милости к нам Божией. В первый же день войны враг наш торжественно и гордо объявлял всему миру, что одним ударом сокрушит нас, обнаружит наше полное бессилие. Между тем смотрите, уже больше года идет, как именно перед нашей слабостью враг, кровью истекая, теряет свою превознесенную силу. Вражеские полки тают и от уходящего нашего крестоносного воинства. А его славные, сильные и многочисленные корабли едва убежали разбитые и от наших слабых немногих кораблей около Риги. Далеко забрался враг в наши пределы, да и сам уже трусит своей кровавой победы, предугадывая свою близкую полную погибель. В самом деле, по видимости теперь он грозный победитель, но именно он забегает ко всем и со всех сторон, прося у всех мира среди своих побед. Но мира никто не дает ему, и не будет ему этого мира, пока не совершится намеченное для его полного смирения. О, дабы так и было все доведено до конца должного.
Это все есть истинное начало утешения нам от Бога. А будет от Него и полное утешение, когда и мы сполна ответим на грозный призыв благого о нас Божественного Промышления, – когда пребудем тверды в вере, когда обратимся всенародно к Богу и исправимся в доброе и благоговейное хождение перед Богом.
О, тогда вполне повторится и о нас воспоется делом дивная песнь церковная о разжженной мучителем Вавилонской пещи, орошавшей трех праведных отроков еврейских, нечестивцев же попалившей, обратившей же к Богу и самого мучителя. Разжег и для нас враг огонь военный, все засыпает железом, все сокрушает, все живущее и растущее губит, душит ядовитыми газами. Для полной нашей погибели измышляет враг всякие средства и способы, жалея, что весь Русский народ не имеет одной головы, которую он мог бы зараз отрубить. Но сам же враг от всего этого и погибнет, когда придет час воли Божией, да когда мы пребудем этой воле Божией верными. Ибо когда мы будем с Богом, тогда и Бог будет с нами и поразит врагов наших. Перед Его силой бессильной окажется всякая страшная и злая сила самого сатаны, а не только озверелых немцев. Порукой тому вся история и тем более наша родная отечественная история: припомните времена бывшие и увидите, как к смирявшимся в беде нашим предкам приходил Бог Своей милостью и в ничто чудно обращал всех грозных врагов наших. Многими путями гордо вошел к нам и теперешний злой враг, – а одним тесным путем трусливо побежит от нас, и не убежит отовсюду теснимый самой силой Божией, – только бы нам пребыть с Господом верно, только бы нам порывом всей народной души за молитвы праведников веровать в помощь близкого к нам Бога. Тогда увидим ясно всемогущую силу Божию, в немощи являющуюся.
И о, если бы и сам враг наш и все народы мира узнали тогда не искусство и силу человеческую, а именно силу Божию, управляющую всем миром! Узнали бы, да и преклонились бы перед Сим Всесильным Богом! Вот это была бы светлая радость на небе о людях! Вот это было бы начало новой жизни мира сего по путям Царствия Божия!
Мы же, научившись сему, обратимся к Богу, укрепимся на путях, к нему вводящих. Пусть бы об этом и дома на свободе, и среди пищи говорили вместо праздной и грешной болтовни да пересудов. Пусть бы друг друга приводили в такое разумение. Пусть бы десять из нас привели ко Господу других десять, сии двадцать опять других двадцать просветили бы светом веры Христовой, да ободрили бы действительным, а не кажущимся утешением и успокоением, – так постепенно, но верно и весь град наш обратился бы к Богу, как древняя Ниневия. Да узрит сие в нас Бог, и да возрадуется о нас, и да помилует всех нас. Аминь.