Борьба с гностицизмом

Как и ап. Павел в конце своего служения, руководители Церкви были поглощены, в течение четвертого периода апостольского века, борьбой с гностицизмом. Это касается в равной мере и Петра, и Иуды, и Иоанна. Но гностицизм начал принимать новые формы. Давая наставления Тимофею, ап. Павел знал, что тому придётся встретиться с гностическим аскетизмом (ср. 1Тим.4:1–5). Между тем Петр и Иуда, обличая лжеучения, бичуют распущенность нравов (2Пет.2:1–22, 3:3; Иуд.1:4–19). Очевидно, гностицизм вошёл в новую фазу, и на место аскетизма заступил либертинизм. Как известно, гностический дуализм получал на практике двоякое преломление: и аскетизм, и либертинизм одинаково выражали гнушение плотью. Но жизнь поставила перед апостолами и совершенно новую тему. Уже в шестидесятые годы возникли со стороны языческого общества и государства гонения на Церковь. Их первой жертвой был ап. Павел. Петр тоже приял смерть в гонение Нероново. Но ещё до своей смерти он успел коснуться вопроса о гонениях в своём Первом Послании (ср. 1Пет.4:12–16 и менее ясные указания 1Пет.2:19–21, 3:15–16 и др.). На закате апостольского века старец Иоанн, сам претерпевший гонение (Откр.1:9), повторно возвращается к теме о гонениях в Апокалипсисе (Откр.2:10, 13, 13:6–8, 11–17 и др.).


Проповеди на праздники:

Наверх