Бог– Помощник
«Помощник и Покровитель бысть мне во спасение; сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его... славно бо прославися» – это вдохновенный Моисей-пророк, возлюбленные братия, воспел хвалебную песнь Богу по прошествии через Чермное море, ибо Бог избавил его от гонящихся за ним врагов. Бог – Помощник и Покровитель людей Своих.
И в наше время, хотя люди не верят уже в Божественную помощь, отрицают ее, можно говорить эти слова, потому что Бог и ныне помогает человеку, и ныне простирает над ним Свой благодатный покров. Вы ясно увидите далее, что помощь Божия с нами всегда, что Господь и в настоящий, 1928 год, когда широко разлилось неверие, и в будущее время не оставит человека, ищущего Его помощи, прибегающего к Нему. Вы на примерах убедитесь теперь, что Бог помогает нам, потому что Он действительно помогает, посылая ангелов-хранителей, просвещая разум человека, избавляя его от врагов.
Как же, скажете, помогает нам Бог через ангелов-хранителей, когда мы не видим их? Да, мы не видим их, но мы испытываем их действия.
Вот когда мы плачем, то часто слезы бывают сладостны; плачем о грехах, а душа трепещет от прилива какого-то благодатного чувства – это Бог посылает ангела-хранителя, который утешает человека. Когда плачет неверующий, от которого Бог отнял ангела, он не так плачет: у него горькие-горькие слезы, и тоска, и отчаяние безнадежное в душе. А если придет человек в церковь, заплачет о зле своем, покается искренне, получает неведомое облегчение, ощущает его, хотя не видит, не знает, как приходит оно. Это есть тайна Божественная: дано нам ощущать помощь, чувствовать дивное утешение, а то, каким образом это происходит, остается тайной действия силы Божией. В Евангелии говорится, что в купель Силоамскую каждый год сходил ангел Господень и возмущал воду; никто, кроме ясновидца Иоанна, не видел ангела, только видели, как вода начинала волноваться: колыхается, колыхается, мутной сделается, и, кто первый входил, тот исцелялся. Все ощущали силу Божию, а каким образом это происходило, никто не мог знать, ибо это тайна.
Когда мы стоим на молитве и со смирением призываем Бога, часто душа умиляется необъяснимым образом. Это тоже знак того, что Бог ангелу-хранителю повелевает приблизиться к человеку, который молится, и человек ощущает благодатную силу, сообщаемую ему через молитву. Иоанн Лествичник говорит, что если человек умиляется на молитве, то это знак того, что ангел стоит рядом и молится вместе с человеком. И присутствие ангела около молящегося наполняет душу теплым умилением.
Каждый раз во время литургии, когда священник совершает проскомидию, по воле Божией разверзаются своды храма и множество ангелов сходят в алтарь, становятся около жертвенника босыми ногами и, потупляя взоры, с великим страхом возносят молитвы. Потому и запрещено двадцатым правилом Шестого Вселенского собора мирянам входить в алтарь за просфорами, чтобы не нарушалась благодатная тишина алтаря. А когда начинается литургия, то ангелы расходятся по церкви, стоят вперемежку с молящимися и одного утешают, другому сообщают умиление, третьего подкрепляют в молитве – всякому дают то, что полезно, смотря по состоянию души человека. И если горд человек, ангелы часто посылают болезнь, посылают изнеможение во время молитвы, как говорит преподобный Нил Синайский. И в самом деле, вдруг голова начинает болеть, тело ноет, усталость является – разбит человек совсем. Это ангелы-хранители допускают демонов искушать нас, если видят, что человеку необходимо и полезно пострадать. Потому-то иногда человек мучается, страдает на молитве, но потом утешается, когда сознает свою немощь. Так помогает нам Господь через ангелов-хранителей, которые приносят умиление в молитве, услаждают слезы наши, подкрепляют нас и, когда полезно, посылают болезнь.
Господь оказывает нам помощь и через просвещение разума, которое приходит, когда мы читаем Священное Писание. Откуда мы знали бы, что Бог есть, что Бог сотворил человека, что Он охраняет его, что Он жаждет спасения человека. А Бог Сына Своего единородного послал на землю, Который, не отлучившись Божества, во всем уподобился человеку, кроме греха. И Иисусу Христос, в древнее время говорящий через пророков и учащий через них, впоследствии, будучи во плоти, Сам по великой любви Своей дал людям Свое благодатное учение. Так вот, когда человек пересилит немощь, когда он заставит себя внимательно читать Писание, слова, напоенные силою Духа Святого, проникнут в его сознание и как бы откроют завесу, скрывавшую дотоле познание тайн Бога; человек, прочитав главу, проникается смыслом страданий Христа, особенно ясно начинает ощущать промысл Божий и верить в него; он особенно начинает чувствовать любовь Божию, что Бог близко, рядом, совсем около, появляются у него слезы покаяния, и он вдруг осознает ту бездну грехов, которая разделяет его с Богом.
А тот, кто не стремится к исканию правды в слове Божием, кто отрицает Писание, говорит, что все познал и без этого, кто кичится этим мнимым всезнанием, тот слеп, тот и умрет слепым, ибо нигде не найти человеку удовлетворения и познания истины, кроме как в правде Иисуса Христа. Эти люди слепы и глухи и не знают, где правда, ибо Христос говорил про них, что они видя не видят и в гордости погибнут.
А тех, кто прибегает к слову Божию, кто читает Писание с принуждением себя к этому, тот неисповедимым образом просвещается разумом, познает глубины Священного Писания и напитывается дивными словесами Христова учения.
И, наконец, Бог помогает человеку тем, что избавляет его от врагов, от зла, от бед и от демонов. Как же это? А если мы просим прощения у человека и он прощает, так почему он простил? Потому, что Бог положил помысл в сердце этого человека, и он поступил по указанию Бога. Если мы пришли просить милостыню, нет у нас ничего, и человек помогает нам, так это не он сам помог, а Господь опять помысл вложил ему: иди, мол, помоги вот этому человеку, Я внушаю тебе помочь. Вот Илия-пророк пришел в Сарепту к вдове, у которой была одна горсть муки, а Господь внушил ей мысль не пожалеть этой муки, и она последнюю горсть отдала, чтобы накормить пророка Божия, за что Господь умножил потом эту ее ничтожную лепту. Или хочет человек зло причинить другому – вдруг является противная этому мысль; хочет убить – вдруг и руки затрясутся, и нож выпадет – это Господь не попускает злу исполниться, спасает нас.
Так Господь спасает нас от видимых врагов, так спасает и от демонов, ибо и теперь помощь Божия действует, и если человек молится всегда, то он эту помощь снискивает. Поэтому, для того чтобы помощь эту найти, необходимо молиться часто, и призывать имя Божие, и не иметь зла на других, ибо как можно злому сердцу ждать услышания. Итак, молиться нужно неустанно. Но вот, скажете вы, я молился много о близком неверующем, а нет помощи. Так нужно помнить, что Господь любвеобильный, что Он, по слову Писания, девяносто девять овец оставляет в горах, то есть в Царстве Небесном, а идет искать одну заблудшую. И, найдя, не бьет ее, но с любовью полагает на плечо Свое и несет в обитель Отца. Зная такую любовь, не нужно отчаиваться, но надо полагаться на волю Божию. Бог знает, как спасти: иного нельзя сразу спасти, ему нужно дать скорби, нужно, чтобы он пережил страдания, прошел все испытания жизни, и когда душа его познает цену жизни, то, может быть, в одиннадцатый час Господь призовет его путями, какие знает только Он. Зная, что Господь не дает погибнуть человеку, нужно продолжать молиться, молиться неустанно, ибо если помолишься раз и перестанешь, не получив ответа, – значит, гордость в нас непомерная. А нужно припадать по тридцать раз в день, как хананеянка, не отступая, – это смиряет человека, и Бог, видя смирение, помогает молящемуся.
Но нужно и другое условие, чтобы быть услышанным Богом и снискать помощь Его, – нужно незлобие. У нас у всех есть такая странность: ни с того ни с сего вдруг человек гневается, обижается, теряет покой, несколько раз в день раздражается – так какая же у такого человека может быть молитва? А нужно не гневаться, сдерживать себя, а если уж по немощи и не сможем этого сделать, то к вечеру надо исправиться непременно, иначе не будет услышана наша молитва.
Итак, Господь и ныне помогает нам, Он и теперь с нами, вы видите, что Он до сих пор подает нам помощь и покрывает нас, но, чтобы снискать помощь эту, необходимо молиться всегда и иметь незлобие. Поэтому будем поступать так, постоянно припадая к Богу, не отступая от Него, не обижая никого, – и тогда взыщем помощь от великого любвеобильного Бога, Ему же слава, держава и честь во веки веков. Аминь.