Бог – Отец наш

Бог – Отец наш

Вы слышали из евангельского повествования сегодня, как Господь вопросил однажды учеников Своих: «За кого люди почитают Меня?» И апостолы отвечали, что одни почитают за единого от пророков. «А вы за кого почитаете Меня?« – спросил Он. Тогда пламенный Петр, который был устами апостолов, воскликнул, исповедуя Божество Иисуса Христа: «Ты еси Христос, Сын Бога живого», то есть ты един с Отцом, как Сам Господь говорил: «Я и Отец – одно».

И вот, вспоминая эту беседу Христа, нам полезно посмотреть на самих себя, полезно взглянуть на свою жизнь – как мы относимся к Господу? Заметьте себе, что признание истины, какой бы то ни было, есть знак совершенства. Если, например, человек сердцем своим исповедал истину промысла Божия о людях, истину о Православии, о действии силы благодати Божией и если он всецело уверен в этом, знает и чувствует эту истину – это значит, что он в самую глубь принял семя той истины, возрастил ее, и это есть знак совершенства. А у нас теперь есть ли это признание истины? Да мы постоянно во всем колеблемся, во всем смущаемся, усвоили какие-нибудь малые доли некоторых истин, а целиком не приняли их в себя. Если говорить откровенно, то мы еще не признали самой первой истины, о которой говорится в начале Символа веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца...». Мы не уяснили даже себе этой истины, мы не признали ее, она не проникла еще все существо наше.

В самом деле, мы совсем не считаем Бога Отцом нашим, ибо если бы это было так, то разве стали бы мы роптать на Него, разве стали бы унывать? А мы доходим до ропота, мы отчаиваемся, мы говорим, что Бог забыл нас, что мы оставлены в скорбях своим Богом. Видите, совсем мы этой истины не признаем, хотя слышим и знаем о ней. Поэтому посмотрим, как же нам признать эту истину, то есть разберемся и увидим, что Бог действительно Отец людям, что Он заботится о нас и любит нас, что Он нам только лучшего желает – спасения. Вы посмотрите, как земные отцы относятся к детям своим: они с любовью утешают детей, они открывают им истины, которые скрывают от других людей, они воспитывают их, поддерживают их в болезнях и покрывают их, если они согрешат. Так и Небесный Отец относится к людям, ко всякому человеку, только Его любовь в неизмеримое количество раз больше любви земного отца, ибо это любовь высшая, любовь Божественная, любовь благодатная, сильная Духом Святым.

Итак, Господь – Отец наш, и прежде всего Он нас утешает. Если вы в своей маленькой комнате плачете когда-нибудь от обиды, от тяжелой скорби, от огорчения, то как же, скажете, Господь может утешить вас? Разве Он придет, посетит? Нет, Отец Небесный утешает особенным образом. Для того чтобы получить Его благодатное утешение, мало одной только молитвы, а нужно еще живое слово Отца послушать, для чего взять Евангелие и, помолясь, начать читать его. И тогда Господь, видя ваше к Нему устремление, положит в самую глубину вашего сердца то, что вам полезно и нужно, и этим самым сердцу сообщится благодатная сила, оно воспрянет, и в скорби ощутит дивное влияние благодати, и получит такое утешение, какого не может дать ни один человек. Поэтому, если мы ищем от Бога утешения, если хотим, чтобы Он пришел и утешил нас, нам нужно вместе с молитвой к Нему читать Священное Писание, и тогда Господь Своею Божественною силою так утешит нас, как будто мы сами слушали Его, говорили с Ним уста к устам.

Затем Господь, как истинный любящий Отец, открывает нам истины Свои, подобно отцу земному, который от других скрывает тайны, а детям своим все рассказывает. Но вы скажете: где же открываются эти истины, где же можно узнать их, когда и кому Господь открыл их и открыл ли? Да, открыл. Открыл давно, еще апостолу Иоанну Богослову, открыл их святым отцам Церкви, потому что разум их просвещен был благодатью Духа Святого и они предвидели то, что совершится с миром. Вы скажете: «Как же открыты истины, а вот мы не знаем, каково состояние мира, все говорят, что мы переживаем последние дни, мы начинаем волноваться, в каком состоянии сейчас мир, открыл ли Господь об этом Своим чадам». Да, и в этом мы убедимся, если только заглянем в Апокалипсис или в творения святых отцов Церкви. Там мы найдем все, что хотим узнать, и хотя думаем, что ничего не известно, однако Господь, как увидим, открыл все через избранных Своих.

Так, спросите вы, действительно ли, например, теперь пастырское слово, как узнать. А Господь уже открыл это Своему ученику возлюбленному, Иоанну. Когда Иоанн был восхищен Духом, он увидел белого всадника на белом коне, и у этого всадника на главе был надет венец победы, в руках его был лук, и он вошел, чтобы победить. Это значит, что и теперь действует слово Божие, подобно магниту привлекает сердца людей, ибо до сих пор видите вы, что пастыри собирают народ, что христиане ходят в церковь, стремятся под руководством пастырей пройти путь спасения. Болеем мы теперь душою о том, благодатна ли Церковь, где истинное Православие, и от незнания страшно мучимся. И об этом давно уже сказал Господь. Так, видел Иоанн всадника на огненном, то есть на рыжем, коне – и дано ему было взять мир от земли, чтобы убивали друг друга. Он взял мир от человеческих сердец – вот почему тревожны ныне люди, не знают, где благодать, куда идти; вот почему нет мира среди людей, нет мира в семье, во взаимных отношениях, брат восстал на брата. Это давно уже открыл Отец Небесный. Знаете вы, что теперь трудно стало жить на земле, что человек работает и едва только может прокормить себя, знаете, что увеличивается по всей земле недород хлеба? И об этом уже давно открыл Господь Иоанну. Так, видел Иоанн бледного всадника на вороном коне – у всадника в руке мера – и слышал голос, говорящий: «Мера пшеницы за динарий, три меры ячменя за динарий (т. е. за дневной заработок)». И теперь уже трудно стало людям кормить себя на дневной заработок, так все стало дорого. Знаете вы, что уже начинаются на земле голод, моры, всякие болезни, что это значит? А об этом состоянии мира уже давно было открыто Отцом Небесным. Видел Иоанн всадника бледного на бледном коне, и имя ему смерть, и дана была ему власть умерщвлять голодом, и мором, и зверями земными. И от этого погибнуть должна четвертая часть людей.

И что будет перед самым концом вселенной, открыл Господь. Развязан будет тогда сатана на шесть месяцев и будет мучить людей; люди будут тосковать, тревожиться, мучиться, печалиться; будет раздираться сердце от этой тоски, а умирать от нее не будут. И пошлет Господь казни на мир: пойдет с небес ужасный град из красных кровяных шариков, люди будут объяснять это естественными причинами, но падать будет действительно кровь с огнем, и от этого погибнет третья часть земли. И как бы гора огненная – видел Иоанн – сверглась в море и истребила треть животных, живущих в морской глубине, и треть кораблей. И освобождены будут четыре ангела, связанных при реке Евфрате, которые будут возбуждать к войне. И соберется войско в две тьмы тем, то есть в двести миллионов конных всадников, которые будут нападать друг на друга, убивать серой, огнем и дымом, – и погибнет третья часть людей.

Видите, Господь уже все открыл, все объявил нам, все истины показал нам, ничего не сокрыл – состояние мира уже известно нам. Поэтому, чтобы эти истины узнать, надобно обратиться к апостолам или к творениям святых отцов, боговдохновенный разум которых был просвещен великим познанием.

Отец Небесный воспитывает нас, дает нам в жизни самое полезное. Так, прежде всего дал Он на земле каждому человеку звание, чтобы именно это звание помогло ему приблизиться к Царству Небесному. Ты беден, ты скорбен, почему Отец Небесный так влечет тебя? На этом пути ты сразу придешь к успокоению. И если тебе кажется, что крест твой тяжел, что он не по силам тебе, ты жестоко ошибаешься. Если б тебе самому дали выбрать крест, то ты, наверно, не сумел бы выбрать полезного именно тебе. А Господь о каждом человеке печется и знает, что потребно каждому для спасения, и устрояет скорбные жизни для того, чтобы привести людей беспрепятственно к Царю Небесному. Так, девушкам трудно теперь выйти замуж – мало женихов, но Господь ведь знает, для чего все это. Очевидно, в наше время, когда и мужья стали вероломны и развратны и сама жизнь стала невыносимо тяжелой от взаимных недовольствий и столкновений, жизнь одинокая полезнее и покойнее, чем брачная жизнь. И если тебе тесно жить в семье, если тебе горько слышать слова любимого человека против тебя, так это Господь, Отец, послал тебе все это, чтобы этим путем привести тебя к спасению. Во всем течении нашей жизни – рука Божия, спасающая, направляющая среди бурь и бедствий к невечернему Свету. Поэтому не роптать надо, а все принимать не только как должное, но с благодарением.

И дальше, Отец Небесный удерживает от зла Своих сынов и прощает их в согрешениях. Он помогает избавиться нам от страстей и пороков. «Непрестанно молитеся», – говорит Он, и если человек начинает молиться чаще, хотя бы он был и грешен чрезвычайно, все равно Господь внимает ему, если он молится с сокрушенным сердцем. Когда человек пребывает во зле, ему кажется, что невозможно спасение, но если он начинает молиться, то невозможное человекам, как говорит Бог, становится возможно Богу. Когда он молится, душа его делается как бы каналом, по которому течет Божественная благодать, великая сила Духа Святого, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» (чинопоследование таинства священства). И сила эта помогает человеку бороться, она подкрепляет его, помогает ему избавиться от похоти, от лжи, от всех дурных навыков, постепенно возвышая душу, доводит ее до совершенства духовного. Это все Господь, Отец Небесный, делает для нас.

Видите теперь, что Господь действительно является для нас Отцом истинным, ибо Он утешает нас, когда мы молимся и читаем Священное Писание в скорби; Он открывает нам истины через святых отцов Церкви и таинственные видения святого Иоанна Богослова; Он воспитывает нас, давая нам звание именно то, которое полезнее для нас в жизни, и скорбями ведет нас к спасению; Он посылает нам силу благодати Своей через непрестанную молитву, и эта благодать удерживает нас от грехов, исцеляет от похоти и страсти и приводит к познанию единой неизреченной Радости – Христа. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Наверх