Блаженной памяти Московского митрополита Филарета. (К сорокалетию со дня его кончины. 1907 г.)
Сорок лет тому назад, 19 ноября 1867 года, тихо и мирно, смертью праведника скончался в Москве знаменитый в истории русской Церкви митрополит Филарет. Умер он и погребён – у Преподобного Сергия в Троицкой лавре; много лет прошло со дня его смерти, мало уже в живых его современников, помнящих, как блистал и горел этот светильник на свещнице Церкви Христовой; но не умерла и не умрёт память об этом замечательном человеке, в котором великий ум и твёрдая воля сочетались с глубоким смирением сердца, высокие познания сочетались с пламенной верой и этой верой освещались и осмысливались. В оставленных им учёных трудах, в его сочинениях, проповедях, письмах, отзывах, распоряжениях все ревнители и деятели русской православной Церкви, и все добрые христиане, ищущие совета и руководства во всех областях жизни, находят, и всегда будут находить неиссякаемый источник руководственных безошибочных указаний. И теперь, в пережитые и переживаемые нами тяжёлые дни всяких нестроений церковных, государственных и общественных, мы можем всегда найти ответ на все тревожащие нас вопросы в наставлениях почившего Московского святителя. Нет области жизни, которой не коснулось бы его мудрое слово. Мы не говорим здесь о чисто религиозных его поучениях: они столь обильны и глубоки у этого архипастыря, которого сравнивали и с Григорием Богословом, и с Иоанном Златоустым, что целый ряд поколений уже воспитал и долго будет на них воспитывать в себе религиозное чувство и преданность Церкви. Но и в других областях жизни он даёт всегда безошибочные советы и указания. Говорит ли он о Царской власти, о начальниках, о подчинённых, об обществе, о государстве, о старине и новизне, о реформах жизни, о науке, о школе, искусстве, о взаимных отношениях отдельных людей, семейств, сословий и целых народов, – всюду его слово, по апостолу, солию растворено, всюду он – муж разума и совета. Ко всему этому он вмещал и носил в себе как бы все заветы благочестивой древности и святоотеческих учений: так всегда строго церковно и строго православно каждое его наставление!
Не одним умом и мудростью славен почивший святитель. В нём видим не только правило веры, – эту добродетель истинного наставника церковного, но и образ кротости, воздержания учителя, как поётся в песне церковной, прославляющей святых святителей. Это был безупречный инок, ревностный священнослужитель и проповедник, по апостолу– тщанием не ленивый, духом горящий, Господеви работающий, не высоко мудрствующий, но смирением ведущийся; это был неустанный труженик, непрестанный молитвенник, великий милостивец, любивший сохранять в тайне дела благотворения. Строгий чрезвычайно к себе, он был строг и к другим. Строгость, требовательность и взыскательность в исполнении долга подчинёнными ставили и ставят ему в вину; но и в этом он следовал голосу своего собственного архипастырского долга; чувство христианской любви присуще было ему всегда, и всегда он наставлял с кротостью, карал с благожеланием. Святость жизни его была ведома и видима пасомым и современникам, и мы знаем не один случай, когда верующие и при жизни митрополита Филарета и по смерти его получали чудеса милости Господней по его молитве или по призыванию его молитвенной помощи.
И доныне есть немало православных христиан, верующих в святость почившего митрополита Филарета и тайно в молитвах призывающих его в помощь и заступление.
Такова вкратце жизнь митрополита Филарета, таковы его дарования, заслуги, труды, его жизнь и праведность.
Имя митрополита Филарета, прежде всего, говорит о выдающемся его уме, необыкновенных познаниях, искусном и сильном слове. Не так редко встречаются среди людей умы сильные, одарённые великими способностями и талантами.
Но не все они оставляют одинаковый след среди людей, не все одинаково исполняют то назначение, с которым человек живёт в мире и которое указывает ему Бог. Нередко люди обращают свои дарования на зло. Умное, увлекательное своё слово они отдают пустым делам и ничтожным, увлекают своих слушателей на грех. Мысль свою, сильную и способную себе подчинять других, они отдают на изобретение учений, гибельных, безбожных, противо-церковных и противо-государственных. Сильный свой характер, твёрдость, настойчивость, умение добиться цели они отдают на желания преступные и часто гибнут в увлечении делом преступным, обрекая себя, таким образом, прямому безумию. Такие примеры мы теперь, к сожалению, часто, очень часто видим кругом себя, и кто их не знает? Эти юноши, девушки, которые свой ум, своё слово, свою жизнь обрекают на служение разрушению, восстанию, на призывы к крови и убийствам, сами совершают преступления и убийства, попадают в тюрьмы, получают заслуженную казнь, сами убивают себя. Все эти люди часто одарены большим умом и большими знаниями; их ум не избавляет их самих от безумия, их ум служит на погибель и другим людям, соблазняя многих неопытных, неведущих и толкая их на путь преступлений и забвения Божьего закона. Ибо сильному уму и воле, в какую бы сторону ни направлялась их деятельность, естественно подчиняются окружающее – большей частью, люди средние, ищущие вне себя опоры и руководства.
Есть другие сильные и одарённые умы, – умы вечно колеблющиеся. Вера, неверие, истина, ложь, – всё это у них меняется, как погода. Сегодня с увлечением они проповедуют одно, завтра с таким же увлечением – другое, совершенно противоположное. Такие люди не оставят по себе доброго следа на земле, не произведут сильного влияния на ближних.
Неуверенный, колеблющийся, сомневающийся не может сделать другого крепким и стойким. Нельзя сказать, однако, чтобы и такие люди не производили никакого влияния на других людей. Сильный и способный ум всегда в данную минуту подчиняет себе других; это естественно и неизбежно. Поэтому и колеблющиеся, сомневающиеся умы, чем они способнее и сильнее, тем больше вреда приносят людям, разрушая в них веру, лишая спокойствия, отнимая уверенность в словах и поступках.
Мы видели, каков был великий ум митрополита Филарета, этого приснопамятного архипастыря, учителя, молитвенника и праведника. Ум его был в полном смысле созидательный ум, а не разрушительный, положительный, а не отрицательный, всегда одинаковый, всегда себе верный и равный, всегда полный назидания. О нём можно было сказать словами святого апостола Иакова, которые так часто любил повторять сам почивший митрополит Филарет: «Премудрость, свыше сходящая, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнена милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна» (Иак. 3:17–18).
Естественно спросить, – и в наше время для нашего спасения и руководства жизни особенно полезно и необходимо знать: откуда же приснопамятный святитель получал это доброе направление своего великого ума? Что делало этот ум и дарования его такими благоплодными для мира и людей? Где он находил для себя опору и руководство? Где он черпал это постоянство, твёрдость, ясность и определённость мысли и слова, желаний и действий? И где нам, по его примеру, найти эти великие духовные сокровища?
Разгадка указанной тайны совершенно ясна и всем доступна. Митрополит Филарет, при всём своём огромном уме, не кланялся ему, как идолу. Он знал и верил, что ум у человека ограничен, что он сам собой не даёт света, что такой вечный, чистый и святой свет он может получить только от Того, Кто, – по слову апостола, –свет есть, и тьмы в нем несть ни единыя (1Ин. 1:5). Есть свет истинный, просвещающий всякого человека, пришедшего в мир (Ин. 1:4–5), – и Свет сей есть Бог. Он не оставил людей во тьме одинокими, сирыми, оставленными. Он дал им Своё слово. К слову Божию и приник митрополит Филарет от дней детства и юности, на нём воспитал свой великий ум, им направил и изощрял свои богатые духовные дарования. Но и в усвоении, понимании и принятии слова Божия ум человеческий может кичиться, и в слепом самопоклонении не себя проверять словом Божиим, а, наоборот, самое слово Божие проверять своими рассуждениями и понятиями. Чтобы этого не случилось, Господь слово Своё доверил и вверил Церкви, которая и хранит, и распространяет, и безошибочно истолковывает слово Божие, руководимая Духом Святым, ей обещанным и ниспосланным. К Церкви Христовой, к её правилам, учению, заповедям, к её святым отцам и учителям и их писаниям, к её богослужению, представляющему великую школу поучения и мудрости, – к Церкви Христовой приник митрополит Филарет, как её сын и верный послушник, у неё искал и от неё смиренно принимал руководство и поучение.
Опираясь на слово Божие и руководство Церкви, приснопамятный святитель и получил ту свободу, уверенность и полноту жизни духа, которыми он поражает нас при чтении его произведений. Всё было для него ясно: небо и земля, тайна жизни и смерти, тайна земного и загробного бытия, – еже зде пребывание и еже тамо пришествие, – все вопросы жизни земной, семейной, общественной, государственной.
Какой радостный и желанный этот удел! Как хочется нам в годину смуты, шатаний, сомнений так же построить дом души не на песке, а на камне, чтобы не повалили его ни ветры, ни дожди, ни разлившиеся бурные потоки! Как отрадно было бы нам иметь это постоянное спокойствие и душевное равновесие, ясный взгляд и ясную оценку всего нас окружающего!
И это благо от нас не за горами. Поминаемый ныне святитель Филарет его ясно нам указывает: оно в слове Божием и в руководстве святой Церкви. Прильни, христианин, к этим источникам, и пустыня духа твоего расцветёт прекрасным садом, и оживится всё в нём умирающее и унылое, исчезнет всякое колебание и сомнение, – ты почувствуешь прилив сил несказанных, ты станешь сильный и мощный, превыше всякой самой сильной и одарённой мысли человеческой, не зажжённой ещё словом Божиим и потому мёртвой и бесплодной. Тогда ты обретёшь твёрдые устои под ногами. Всякие вопросы веры, жизни, мысли для тебя станут ясны, в главном и основном: в вопросе твоего нравственного достоинства, богообщения, богоугождения и вечного спасения. Тогда ты не будешь колебаться, меняться, не будешь страшиться всякого нападения и натиска иной мысли, неправой и нехристианской. Ответ будет у тебя готов на всякое возражение.
Такими людьми строится жизнь, и стоят царства.
В годину расшатанности жизни, мысли и сло́ва нам особенно дорог становится митрополит Филарет с его неумирающими заветами.
Но дорогой для всей Церкви русской, он по преимуществу близок Москве и Московской епархии, где он родился, где прожил он бо́льшую часть жизни, где навеки он оставил своё имя и свой след мудрости архипастырского правления и учительства. Он – слава и честь Москвы и Московской епархии; он, по уверенности многих и многих верующих, – и молитвенник за своё земное отечество, за народ русский и Церковь русскую.
Архиерейство его да помянёт Господь Бог во царствии Своём всегда, и ныне, и присно и во веки веков! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).